Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Почти Гонконг. Минэконом представил проект новой налоговой реформы

Почти Гонконг. Минэконом представил проект новой налоговой реформы

Минэконом вынес на общественное обсуждение поправки в Налоговый кодекс Кыргызстана. Законопроект, как уверяют авторы, разработан для дальнейшей либерализации экономики для привлечения крупного иностранного капитала.

Эксперты Минэконома заявили, что вносимые изменения открывают КР, как площадку для международной торговли и создают условия для выхода местных предпринимателей на внешние рынки.

С полным пакетом предлагаемых изменений можно ознакомиться здесь. Финансовое издательство Economist.kg приводит главные выдержки из справки-обоснования к поправкам в Налоговый кодекс, которые подготовил Минэконом:

Цель фискальной реформы – создание одного из благоприятных налоговых систем как в регионе, так и в мире. В настоящее время мы занимаем лишь 150-е место в мире по либеральности налоговой системы, а Гонконг и Сингапур первое и второе место соответственно.

Принятие законопроекта откроет Кыргызстан для мира, как страну более благоприятную для международной торговли и сделок по опыту Гонконга.

Гонконг применяет территориальный принцип налогообложения, то есть если по объектам, находящимся за пределами Гонконга совершаются торговые сделки, они на их территории не облагаются никакими налогами, а то, что совершается на территории Гонконга облагается налогом на общих основаниях.

Политика законопроекта направлена на то, что в процессе совершения международных торговых сделок через резидентов КР у нас будет начисляться единственный налог, налог на прибыль. Доля подоходного налога и платежей в Социальный фонд, связанные с личными доходами граждан будут незначительными. Остальные налоги, НДС и таможенные пошлины и платежи будут уплачиваться в тех странах, где будет осуществляться поставка товаров.

Представляемый законопроект предлагает:

  • пункт 24 статьи 167 Налогового кодекса КР дополнить правовой нормой, позволяющей предоставление освобождения от подоходного налога дивидендов, полученных физическим лицом вне зависимости от резидентства в виде части распределенной прибыли, ранее обложенной по ставке 3%
  • разграничение деятельности субъектов предпринимательства в случаях, когда КР не является местом происхождения реализуемых товаров, явившихся объектами обложения налогом на прибыль по ставке 3% при осуществлении деятельности вне территории КР путем внесения в статью 183 понятия «Деятельность вне территории КР»
  • дополнить частью 5 статью 213 Налогового кодекса частью 5, позволяющей обложить налогом на прибыль, доходы от осуществления деятельности вне территории КР, по ставке в размере 3%
  • пункт 6 статьи 223 Налогового кодекса дополнить нормой позволяющей обложить по ставке 0% дивиденды иностранной организации, не связанной с постоянным учреждением в КР, полученные в виде части прибыли, облагаемой налогом на прибыль по ставке 0% согласно статье 221-2, а также облагаемой по ставке 3% согласно статье 213 Налогового кодекса

Предлагаемые законопроектом ставки должны стать привлекательными для части крупного бизнеса других стран.

При этом, либеральная валютно-денежная политика (декларативный валютный контроль) и льготное налогообложение создадут благоприятные условия для формирования реальной прибыли крупному бизнесу, осуществляющему сделки на и вне территории КР.

Вместе с тем надо отметить, что еще одним преимуществом КР является то, что действующее законодательство позволяет зарегистрированным юридическим лицам-резидентам иметь расчетные счета в банках других стран.

То есть, крупный бизнес, имея зарегистрированное юридическое лицо в Кыргызстане, может свою прибыль держать на банковских счетах и в других странах, не опасаясь изменения политической обстановки в нашей стране.

Надо также отметить, в КР можно предоставить льготный налоговый режим в трех вариантах для следующих отраслей экономики: производство, услуги и торговля.

Первый вариант — льготы для производства. У нас есть опыт предоставления налоговых льгот для производства в свободных экономических зонах (СЭЗ), но данная мера не дала ощутимого эффекта.

Второй вариант — предоставление льгот для всех отраслей экономики. Данный вариант требует снижения ставки налога на прибыль по всему Кыргызстану. В данном случае выпадение из доходной части бюджета составит около 4-5 млрд сомов. Этот вариант очень затратный, а получаемый эффект – непредсказуемый.

Поэтому, самым оптимальным вариантом остается только третий вариант — открытие Кыргызстаном каналов на осуществление международной крупной торговли.

Ad coverAd cover