МДС предложил с пользой использовать отходы добывающих предприятий

МДС предложил с пользой использовать отходы добывающих предприятий

Знаете ли вы, что так называемые техногенные образования, возникшие в процессе производственной деятельности горнодобывающих компаний, можно эффективно использовать?

При освоении базовых месторождений образуются хвостохранилища, отвалы пустых пород и так далее. Как сообщают эксперты, их можно использовать для производства дорожно-строительных материалов, для строительства дамб хвостохранилищ и водных объектов. Укреплять берега рек, мосты, строить селезащитные сооружения. Пригодятся эти отходы даже для декоративной отделки. И этот список можно продолжить.

Однако в законодательстве КР не определен порядок использования этих техногенных образований в процессе деятельности горнодобывающих компаний. Международный деловой совет (МДС) предложил правительству пути решения этого вопроса.

Финансовое издательство Economist.kg приводит позиционную справку МДС по этому вопросу:

Горные породы вскрыши, размещаемые на отвалах карьеров и шахт при разработке месторождений, в соответствии с законом «О хвостохранилищах и горных отвалах» относятся к отходам производства. Их вторичная переработка возможна только по решению правительства.

На практике, горная порода вскрыши в соответствие с проектами горных работ используется для отсыпки внутрикарьерных и внутриплощадочных технологических дорог в качестве дорожно-строительного материала без получения на это специального разрешения, а только на основании согласованного проекта горных работ.

Кроме того, горная порода, при наличии соответствующих технологических качеств, может после соответствующей подготовки (дробление, сортировка) использоваться в качестве строительного материала для строительства дамб хвостохранилищ и водных объектов, в виде заполнителей бетона, берегоукрепительного материала рек и мостов, кладки ограждающих стен, селезащитных сооружений, декоративной отделки и так далее.

При этом, горные породы вскрыши могут использоваться как для собственных нужд компаний недропользователей, формирующих эти горные отвалы в процессе добычных работ, так и для удовлетворения потребностей по запросам местного сообщества в регионах (берегоукрепление в руслах рек, ремонт мостов, дорог), для нужд МЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время недропользователи оплачивают за размещение отходов и отвалов согласно ставок платы за загрязнения окружающей среды в территориальные фонды охраны окружающей среды. Таким образом, государство «наказывает через штрафные выплаты» недропользователя за изменение естественного ландшафта и загрязнение окружающей среды.

В этой связи, логично выглядело было со стороны государства поощрение недропользователя за снижение этого отрицательного влияния посредством использования и соответственно уменьшения отвалов вскрышных пород для строительства, как это прописано выше.

Такое использование вскрышных пород замечательно вписывается в концепцию рационального использования природного материала недр, увеличивает безотходность производства, приводит к созданию дополнительного продукта, снижает затраты материальных и человеческих ресурсов на создание нового продукта, полезного как государству, так и ее населению.

Продукт деятельности горного предприятия, в том числе и хвостохранилища и горные отвалы должны являться его собственностью, также как и продукт, получаемый горным предприятием из полезного ископаемого до момента его реализации или передачи отвалов и хвостохранилищ (после рекультивации) на баланс арендодателя- землепользователя или государства, а также право распоряжаться этой собственностью без какого-либо дополнительного получения права на недропользование.

Право на использование в производственных или коммерческих целях отвалов, хвостохранилищ, в том числе и для повторной переработки должно однозначно быть закреплено в НПА за предприятием-недропользователем на момент получения лицензии на недрорпользование основного лицензионного полезного ископаемого, поскольку техногенный продукт создает недропользователь в период пользования правом на разработку недр.

Следует отметить, что в предыдущей редакции «Закона о недрах» КР (статья 35, пункт 3), принятой 9 августа 2012 года и действовавшей до принятия последней редакции (19 мая 2018 года) лицензиату предоставлялось право использования техногенных образований своей деятельности, но данная норма не была регламентирована подзаконным нормативно-правовым актом.

В действующей редакции «Закона о недрах» данный пункт исключен, что создает множество проблем недропользователю и вопросов со стороны надзорных органов.

При этом, в пункте 82 Положения о порядке лицензирования недропользования указано: «Лицензирование права пользования объектов техногенных образований осуществляется с учетом особенностей Закона КР «Охвостохранилищах и горных отвалах».

Переработка и использование горных отвалов не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе».

Согласно пункту 2 статьи 18 закона «О недрах» «государственной регистрации подлежат: права на добычу песчано-гравийных материалов и суглинков для строительных целей, на участках, не относящихся к конкурсным и аукционным объектам». Вопрос порядка предоставления права использования горных отвалов при строительстве, в том числе для собственных нужд горного предприятия, на арендованном им земельном участке, не регламентирован. Этот нормативно-регулятивный пробел в законодательстве и безусловно нужно заполнить в ближайшее время с тем, чтобы создать условия для нормальной работы горных предприятий.

После присоединения КР к ЕАЭС, утверждением и внедрением технических регламентов ЕАЭС, существует потребность использования существующего опыта стран с уже накопленным опытом промышленного производства – России, Казахстана и других. Необходимо применение уже существующей практики соседних стран по регламентации порядка использования горных отвалов, которые допускают возможность использовать материал техногенных образований без получения дополнительных разрешений и оформления прав на пользование этими техногенными образованиями.

В связи с этим предлагается поручить уполномоченным госорганам проработать данный вопрос с привлечением представителей горнодобывающих компаний и внести изменения и дополнения в действующее законодательство КР.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.