В Жогорку Кенеш внесен революционный законопроект «О внесении изменения в закон КР «О государственных закупках». Согласно этому документу часть закупок лекарств и медизделий в Кыргызстане предлагается передать структурам ООН. В государственной системе закупок авторы поправок видят много коррупционных моментов. Эту проблему, по их мнению, нужно решать радикально – отстранить чиновников от процесса закупок.
К этому уже пришла Украина, которая в 2015 году после бегства президента Виктора Януковича, отдала госзакупки лекарств и медизделий международным организациям: структурам ООН (ЮНИСЕФ и ПРООН) и британскому закупочному агентству Crown Agents. Опыт этой страны и хотят взять за основу.
Авторами законопроекта выступили сразу семь депутатов: Дастан Бекешев, Акылбек Жапаров, Талайбек Масабиров, Бактыбек Райымкулов, Альфия Самигуллина, Пархат Тулендыбаев и Бактыбек Турусбеков.
21 января законопроект уже рассмотрели на заседании парламентского комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, но отклонили его. Так, депутат Евгения Строкова отметила, что подобная норма будет вредить национальной безопасности.
«Я не против международных организаций, но неужели у нас в Кыргызстане нет своих кадров, чтобы поручать закупку медикаментов международным организациям? Да, у нас огромная коррупция, однако это не повод отдавать», – цитирует слова парламентария 24.kg.
Законопроект теперь предстоит рассмотреть комитету Жогорку Кенеша по экономической и фискальной политике. Представитель этого комитета, депутат Дастан Бекешев сообщил Economist.kg, что для Кыргызстана не придумано ничего нового. Данным механизмом закупок через международные организации пользуются 85 стран мира, в том числе Узбекистан и Казахстан.
В 2017 году объем закупок по линии здравоохранения в Кыргызстане составил 2 млрд сомов. По словам Бекешева, не весь этот объем предлагается передать международным организациям – максимум половину.
«Есть недопонимание в сути законопроекта. Дело в том что он не несет какой-либо угрозы, мы не отдаем полномочия международным организациям, как это представляют некоторые коллеги. Этот законопроект дает право правительству просто закупать отдельные лекарства через организации ООН. И они не всеми лекарствами занимаются. Например, ПРООН в основном занимается контрацептивами. ЮНИСЕФ – тем, что связано с детским здоровьем. Хотя у них спектр большой, но это по заявке закупающей стороны», — объяснил Бекешев.
Много коррупционных моментов
Разработать законопроект авторов побудили результаты многочисленных аудитов Минздрава, которые проводила Счетная палата, сказано в справке-обосновании к документу. Данные проверки вскрыли множество проблем в система медицинских закупок.
Первое. Отсутствует взаимозаменяемость сотрудников, нет системного подхода к организации закупок.
Второе. Стоимостное выражение планируемых закупок не имеет никаких обоснованных расчетов. Более того, ежегодно аудит выявляет отсутствие мониторинга цен со стороны Минздрава при формировании заказа.
Третье. Последние три года аудиторы ежегодно устанавливают нарушения процедур проведения тендера. Например, наиболее распространенным нарушением является отбор иностранных компаний, несмотря на то, что тендерные процедуры не предусматривают участие нерезидентов, а также необоснованный отбор конкретного поставщика, в то время как имелись и другие более подходящие участники.
Все это выливается в ежегодное увеличение расходов республиканского бюджета на приобретение лекарств и медизделий. C 2012 по 2017 годы траты выросли на четверть – с 1.5 млрд до 2 млрд сомов.
if("undefined"==typeof window.datawrapper)window.datawrapper={};window.datawrapper["Hh6wp"]={},window.datawrapper["Hh6wp"].iframe=document.getElementById("datawrapper-chart-Hh6wp"),window.addEventListener("message",function(a){if("undefined"!=typeof a.data["datawrapper-height"])for(var b in a.data["datawrapper-height"])if("Hh6wp"==b)window.datawrapper["Hh6wp"].iframe.style.height=a.data["datawrapper-height"][b]+"px"});
Как заявили авторы поправок, учитывая суммы расходов и постоянно выявляемые проблемы нужно менять систему и применять закупки, которые исключат:
- расходы по необоснованно завышенным ценам
- участие коррумпированных аффилированных лиц
- поставку некачественных товаров
- создание искусственного дефицита препаратов для намеренного завышения розничной стоимости
«При этом, учитывая то, что в Кыргызстане лекарства и медизделия не производятся, а государственная закупка осуществляется у посредников, не исключено, что посредники приобретают лекарственные изделия у других посредников, не имея выходов на производителей. Посредничество в закупке лекарственных средств, естественно, приводит к росту цен», – отметили депутаты.
В такой ситуации логичным является закупать лекарственные средства и изделия медицинского назначения у производителей, подчеркнули парламентарии. Но производители не заинтересованы в «маленьком» рынке сбыта.
Привлекаем ООН
Единственным вариантом сэкономить бюджетные деньги, не теряя при этом в качестве, авторы видят передачу закупок структурам ООН.
Депутаты приводят в пример Украину. Минздрав этой страны в 2015 году передал закупку трем международным организациям — Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ), ПРООН и британскому закупочному агентству Crown Agents. В итоге, согласно заключениям Счетной палаты Украины, благодаря проведению закупок через международные организации, удалось сэкономить до 40% средств государственного бюджета, выделенного на закупку лекарств. Это позволило закупить даже больше медпрепаратов.
Международные организации также намного лучше выполняют планы. В частности, ЮНИСЕФ выполнил свои обязательства по закупкам на 94.8%, ПРООН – на 99.1%.
Депутаты также приводят сравнение цен по закупкам в Кыргызстане и Украине на примере 2017 года.
if("undefined"==typeof window.datawrapper)window.datawrapper={};window.datawrapper["ackrA"]={},window.datawrapper["ackrA"].iframe=document.getElementById("datawrapper-chart-ackrA"),window.addEventListener("message",function(a){if("undefined"!=typeof a.data["datawrapper-height"])for(var b in a.data["datawrapper-height"])if("ackrA"==b)window.datawrapper["ackrA"].iframe.style.height=a.data["datawrapper-height"][b]+"px"});
Преимущества передачи закупок структурам ООН, по мнению депутатов:
- Государство сэкономит средства, расходуемые из республиканского бюджета. Предполагается, что в Кыргызстане закупку отдельных лекарств и медизделий будут осуществлять методом прямого заключения договора только организации ООН, которые оказывают содействие в реализации госпрограмм в области здравоохранения. Данные международные организации не преследуют коммерческих целей.
- Организации ООН будут закупать лишь сертифицированные лекарственные средства и имеют опыт их доставки с использованием холодовой цепи, то есть специального режима хранения и упаковки, обеспечивая таким образом поставки высококачественной продукции экономически эффективным и надежным способом.
Но все это не бесплатно
Услуги организаций ООН по закупке лекарств и медизделий не будут бесплатными. Международные организации берут плату за обработку закупок для менее развитых стран в размере от 3.5% до 8.5% в зависимости препаратов и изделий.
Тем не менее, депутаты считают, что ценообразование ООН является прозрачным и не включает прибыль. В то время как «закупка лекарственных средств через посреднические компании является абсолютно непрозрачной и содержит в ценообразовании прибыль», указывают авторы законопроекта.
Заключение
Авторы уверяют, что новая система позволит существенно сэкономить при государственной закупке лекарств и медизделий. Будут исключены расходы на посреднические услуги. Исключаются риски формирования коррупционных связей между чиновниками и поставщиками.