Президент Сооронбай Жээнбеков 11 января подписал поправки в Воздушный кодекс, по которым Кыргызстан в одностороннем порядке объявляет о пятой степени свободы воздуха и применении политики «Открытого неба». Новый закон вступит в силу 21 января.
«Открытое небо» дает право иностранным авиакомпаниям выгружать или принимать на борт на территории Кыргызстана пассажиров, багаж, груз, почту, следующих на территорию своего или другого государства.
При пятой степени свободы воздуха предоставляется не только право на транзитные перелеты, но и гарантируется невмешательство правительства в ценообразование, назначения маршрутов и авиакомпаний, а также отсутствие ограничений по типам самолетов и их мощностей.
Как ожидают авторы поправок в Воздушный кодекс, при внедрении «Открытого неба» география полетов расширится за счет транзита между Азией, Европой и Ближним востоком. Цены на авиабилеты должны упасть на 40%.
Кыргызстан имеет воздушные сообщения только 9 странами, являясь самой низко-соединенной в авиации страной в Центральной Азии. Средняя цена на авиабилеты в Кыргызстане по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном дороже на 39%, а в денежном измерении – на $350.
65% международных рейсов Кыргызстана направляется в Россию, 14% в Турцию, 7% в Казахстан и 4% в Китай. Остальные страны занимают меньше 3%. 55% авиарейсов совершаются в направлении Москвы (31%), Стамбула (13%) и Новосибирска (11%).
Только две из 10 местных авиакомпаний с сертификатом совершают регулярные международные пассажирские рейсы – Avia Traffic и Air Manas. Они обслуживают от 29 до 40% рейсов и 37% пассажиров по международным маршрутам. Средний возраст авиапарка составляет 28 лет в Кыргызстане, а среди трех основных местных авиакомпаний – 23 года.