В Кыргызстане появилось ведомство, которое оказывает государственные услуги в режиме онлайн. Там не нужно посещать чиновников, представлять кипы документов и стоять в очередях. Чем занимается Центральная залоговая регистрационная контора при Министерстве юстиции (ЦЗРК) и насколько ее услуги востребованы, финансовому издательству Economist рассказала ее директор
Айжан Сатыбекова.
Economist:Кыргызстанцы пока мало знают о вашем ведомстве. Расскажите, зачем стране залоговая контора?
— Она нужна для учета движимого имущества, поставленного под залог. Например, если заемщик не сможет вернуть долг, то залогодержатель автоматически получит первоочередное право на залоговое имущество, ведь оно уже зарегистрировано у нас.
К движимому имуществу, которое ставится на регистрацию, относятся автомобили, прицепы, спецтехника, мебель, оборудование, готовая продукция и животные. Такое имущество под залог берут кредиторы при выдаче займов. Чаще всего это банки и микрофинансовые организации, частные лица делают это чуть реже.
Для заемщика удобство в том, что он может одолжить деньги под залог своего движимого имущества, но при этом продолжать им пользоваться. Ограничение распространяется только на продажу и передачу. После погашения займа залоговые ограничения снимаются, и владелец снова имеет все права на распоряжение своим имуществом.
Учетом таких вещей должно заниматься государство, чтобы гарантировать соблюдение законных прав всех сторон. Поэтому и была создана Центральная залоговая регистрационная контора. Правда, это произошло еще в 1997 году.Economist:
Для всех остальных деятельность конторы безынтересна?
— Почему же?! Наша деятельность полезна и тем, кого тема займов и залогов не касается.
Например, при покупке автомашины можно за 5 минут проверить, не стоит ли она в залоге.
Для этого нужно зайти на сайт ЦЗРК и указать в системе государственный регистрационный номер машины или идентификационный номер (VIN-код). Результат покажет вам, распространяется ли на автомобиль ограничение по залогу.
Economist:И все эти услуги оказываются онлайн?
— Да. С 27 января 2017 года работает новый сайт конторы и новая база данных залоговых объектов, она называется Единый государственный реестр прав требования на движимое имущество. Уже больше года как кредитные учреждения уведомляют о заключении договоров залога через наш сайт.
Контору нужно посетить только для заключения договора и получения доступа к системе. Ехать для этого в Бишкек не нужно. Подразделения у нас есть во всех семи областях страны. Каждая организация регистрируется как пользователь и вносит данные через Интернет.
Таким образом, оказываемые нами госуслуги полностью переведены в режим онлайн. Это и регистрация залогов, и их снятие, и внесение изменений, например, при пролонгации кредита. Параллельно наши сотрудники отслеживают информацию и перепроверяют ее. Все действия отлично выстроены и не занимают много времени.Economist:
Ваши услуги востребованы?
— Более чем.
- С 27 января прошлого года в режиме онлайн осуществили 23 тысячи действий.
- Из них 11 тысяч — это регистрация залогов, 6 тысяч — их изменение, 5 тысяч – снятие с залога.
- Еще почти тысяча человек проверила через Интернет, стоит ли машина в залоге.
А если мне не нужен постоянный доступ к системе и я хочу, как частное лицо, зарегистрировать договор залога один раз?
— Тогда приходите в любой из наших офисов по стране и регистрируйте.
Economist:Сколько стоят ваши услуги и как их оплачивают?
—
Услуга по регистрации залога стоит 200 сомов, перерегистрации – 100 сомов. Снятие залога бесплатное.С наличными деньгами мы дело не имеем. Все средства участники системы направляют на счет конторы в Центральном казначействе при Минфине.
Банки, например, авансом кладут на наш счет сумму на 5-10 действий, и потом она снимается при регистрации залогов. Частные лица оплачивают услуги через банки.
Economist:Сколько организаций уже зарегистрированы в вашей системе?
— Почти 40 организаций имеют учетные записи. Большинство из них банки и микрофинансовые компании. Есть также Российско-Кыргызский фонд развития и другие организации.
Наша система удобна для всех. Заемщикам и кредитным специалистам не нужно тратить время и деньги, чтобы ездить и регистрировать документы. Это делается прямо в офисе банка или микрокредитной компании, которые подключены к нашей системе.Economist:
Часто ли по залоговым объектам у сторон возникают споры?
— Такие случаи есть, но их немного. Мы всегда даем выписки о том, когда и как произведена регистрация залога на движимое имущество. Если дело доходит до суда, то наш представитель представляет все данные, и при необходимости присутствует на процессе.
Economist:А насколько ваша онлайн-система защищена от внешнего воздействия?
— И при разработке базы, и при ее эксплуатации безопасности данных уделяется особое внимание. Наша система защищена протоколом SSL. Он гарантирует безопасное соединение между браузером пользователя и сервером. Весь обмен данными происходит в зашифрованном виде.
Economist:Нужно ли дальше совершенствовать вашу систему?
— Дальнейшее усовершенствование относится к синхронизации с базами данных Государственной регистрационной службы и Государственной налоговой службы.
Синхронизация с ГРС нужна для упрощения работы и исключения ошибок. Так, при внесении информации должны совпадать данные паспорта, адрес проживания, регистрация автомобиля.
Этому ведомству синхронизация еще интересна и тем, что после этого кредиторам не нужно посещать Департамент регистрации транспортных средств и ставить имущество на арест – бывает так, что кредитор оформляет и залог и арест. Сейчас из-за этого в данном подразделении есть очереди. Это неудобно и людям и сотрудникам ведомства.
С ГНС должны совпадать и правильно отражаться индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН).
Эти ведомства идут навстречу и готовы сотрудничать. А так, после постановки в залог, имущество автоматически будет ставиться и на арест. Посещать департамент в этом случае уже будет не нужно.
Economist:Ваша система как-то соотносится с программой «Таза коом»?
— Мы можем сказать, что она — первый проект «Таза коома», ведь все услуги оказываются онлайн.
Система работает стабильно, нареканий со стороны потребителей нет.Дальше дело касается только синхронизации с другими ведомствами.