О тарифной политике США и золотом периоде партнерства с КР — эксклюзивное интервью посла КНР в Кыргызстане Лю Цзянпин

Иван Донис
О тарифной политике США и золотом периоде партнерства с КР — эксклюзивное интервью посла КНР в Кыргызстане Лю Цзянпин

В условиях усиливающегося давления со стороны США, вводящих новые торговые пошлины под предлогом «несправедливой конкуренции», Китай решительно отстаивает принципы открытой мировой экономики. В эксклюзивном интервью Economist.kg Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Кыргызстане Лю Цзянпин прокомментировала последствия тарифной политики Вашингтона для мировой торговли, обозначила ключевые преимущества китайской экономики в условиях конфронтации, а также рассказала о перспективах сотрудничества КНР с Кыргызстаном на фоне глобальных вызовов.

—Торговая конфронтация между США и Китаем была фактически инициирована еще в 2018 году при первой администрации Трампа. Сегодня Вашингтон вводит новые пошлины, заявляя о «несправедливой конкуренции» со стороны КНР. Насколько, на Ваш взгляд, обоснованы нынешние обвинения? Не выглядит ли это как попытка США утвердить свое глобальное лидерство на фоне технологического и экономического роста Китая?

— Недавно правительство США под различными предлогами объявило о введении так называемых «взаимных тарифов» против всех своих торговых партнеров, включая Китай, одновременно принуждая всех к переговорам. По сути, это представляет собой пример гегемонистского подхода и одностороннего принуждения в сфере торговли и экономики, замаскированного под лозунгами взаимности, что создает серьезный хаос и неопределенность во всем мире. Китайская сторона резко осуждает и решительно выступает против подобных действий.

США заявляют, что введение «взаимных тарифов» направлено на уравнивание тарифов с теми, которые применяются другими странами в отношении американской продукции и защиту отечественной промышленности от «несправедливой конкуренции». На самом деле именно США, а не другие страны, являются источником несправедливой конкуренции, применяя агрессивные меры и навязывая свою волю другим. В последние годы США, нарушая принципы справедливой конкуренции, рыночной экономики и международных торгово-экономических правил, приняли ряд необоснованных ограничительных мер в отношении Китая, ввели экспортные ограничения и неоднократно включали множество китайских компаний в различные санкционные списки.

Недавнее введение США «взаимных тарифов» является очередной серьезной ошибкой, которая грубо нарушает международные торгово-экономические правила, противоречит законам рыночной экономики.

Экономические достижения Китая — это результат самоотверженного труда китайского народа. Многие экономисты, включая авторитетных американских экспертов, давно указывали на то, что причина торгового дефицита США заключается не в якобы «несправедливой торговой практике» других стран, а в чрезмерном бюджетном дефиците самих США. Тарифный шантаж США грубо нарушает законные права и интересы других стран, серьезно противоречит правилам Всемирной торговой организации, подрывает многостороннюю торговую систему, и наносит серьезный удар по стабильности глобального экономического порядка. Такие меры не сделают Америку снова великой, а лишь ускорят экономический спад и закат американской гегемонии.

— Какие внутренние и внешние преимущества позволяют Китаю выдерживать торговое давление и избегать уступок Соединенным Штатам?

— Если смотреть в краткосрочной перспективе, то высокие дополнительные пошлины, введенные США, могут оказать определенное давление на экономику и внешнюю торговлю Китая, однако не изменят общего тренда на устойчивый и долгосрочный рост китайской экономики. Экономика КНР обладает прочной основой, многочисленными преимуществами, высокой устойчивостью и огромным потенциалом. У нас есть все основания и полная уверенность в способности эффективно справиться с тарифной войной и реализовать намеченные цели развития страны. 

Во-первых, Китай обладает институциональными преимуществами. Социалистическая рыночная экономика органично сочетает в себе социалистическую систему и рыночную экономику, позволяет рынку играть решающую роль в распределении ресурсов, а также имеет способность мобилизовать силы для выполнения крупных задач, чего лишена капиталистическая рыночная экономика. Это обеспечивает важную институциональную гарантию для противодействия любой неопределенности.

Во-вторых, Китай обладает преимуществами в сфере промышленности. КНР располагает полной производственной цепочкой, включающей 41 крупную категорию, 207 средних и 666 малых подкатегорий промышленности, является единственным государством в мире, которое обладает всеми промышленными категориями в соответствии с принятой ООН промышленной классификацией. Как крупнейшая производственная держава мира, добавленная стоимость обрабатывающей промышленности Китая занимает первое место в мире уже 15 лет подряд, составляя около 30% мировой доли. Наблюдается ускорение темпов цифровизации, интеллектуализации и экологичски чистого развития китайской промышленности.

В-третьих, Китай обладает преимуществами в области человеческих ресурсов. КНР является страной с крупнейшими и наиболее всеобъемлющими кадровыми ресурсами в мире. Численность трудоспособного населения  в стране приближается к 900 млн человек, общее количество квалифицированных рабочих составляет 220 млн, из них более 60 млн — высококвалифицированные специалисты. Китай имеет самое большое количество инженерных кадров в мире, численность научно-исследовательского персонала уже много лет занимает первое место в мире, что является важной опорой для развития китайского производства и инноваций.

Наконец, в-четвертых, Китай обладает рыночными преимуществами. Будучи крупной экономикой с населением более 1.4 млрд человек и ВВП свыше 130 трлн юаней, на протяжении многих лет вклад Китая в рост глобальной экономики превышает 30%. Китай неизменно продвигает открытость внешнему миру на высоком уровне и формирует сеть взаимовыгодных торговых партнерств. КНР является основным торговым партнером более 150 стран и регионов мира. В 2024 году общий объем внешней торговли Китая достиг 43.85 трлн юаней. При этом доля экспорта в США составляет лишь 14.7%, его сокращение не окажет разрушительного влияния на экономику Китая.

Недавно в КНР прошли Китайская международная выставка потребительских товаров и Кантонская ярмарка, число участвующих предприятий достигло рекордного уровня. На Глобальной промышленной инвестиционной конференции Свободного порта Хайнань были подписаны соглашения на сумму свыше $32 млрд. На Форуме высокого уровня «Развитие Китая» в 2025 году собрались около 100 представителей транснациональных корпораций из 21 страны. Успешное проведение этих мероприятий вновь демонстрирует твердую решимость Китая придерживаться политики открытости и подтверждает, что Китай — это мировой рынок и возможность для всех стран.

На фоне нарастающей напряженности, вызванной торговыми и тарифными войнами, Китай будет придерживаться принципов «рукопожатия, а не размахивания кулаками», «сноса стен, а не возведения барьеров», «взаимосвязанности, а не разъединения», продолжит расширять круг торговых партнеров и укреплять инвестиционную привлекательность, внесет вклад в стабильность мировой экономики за счет высококачественного развития и открытости внешнему миру на высоком уровне.

— Какие последствия новая пошлинная политика Вашингтона может повлечь для мировой экономики в целом?

— В последние годы США широко вовлечены в односторонность и протекционизм, размахивают тарифной дубинкой, нарушают международные правила посредством одностороннего экономического давления. Такое систематическое разрушение уже привело к серьезным последствиям.

  • Аналитики ВТО полагают, что введение пошлин США с начала текущего года может привести к общему снижению объемов мировой торговли товарами примерно на 1% в 2025 году, что почти на 4% ниже ранее прогнозируемого роста.
  • Международный валютный фонд предупредил, что на фоне вялого восстановления мировой экономики тарифная политика США представляет собой серьезный риск для глобального экономического развития.

Тарифный шантаж США не только идет вразрез с общими интересами международного сообщества, но и напрямую угрожает жизненному пространству слабых экономик и наименее развитых стран. На протяжении долгого времени многосторонняя торговая система, ядром которой является ВТО, обеспечивала открытые, стабильные и предсказуемые институциональные условия, позволяющие всем странам, особенно развивающимся, интегрироваться в экономическую глобализацию и достигать совместного развития.

Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию Ребека Гринспан заявила, что тарифная политика США нанесёт наибольший урон «уязвимым и бедным странам». Как отметила газета The New York Times, введение высоких тарифов против наименее развитых стран обнажает «глупость и жестокость торговой политики США». 

Свободная торговля — объективное требование развития мировой экономики. История уже дала урок: в 1930-х годах принятие в США Закона Смута—Хоули вызвало глобальную торговую войну и ввергло мировую экономику в пучину Великой депрессии. Сегодня практика протекционизма и «возведения маленьких двориков и высоких стен» США серьезно подрывает глобальные производственно-сбытовые цепочки и наносит ущерб общим и долгосрочным интересам всех стран. Чтобы избежать повторения прошлых трагедий , международному сообществу необходимо объединиться для совместной защиты международной системы, ядром которой является ООН, и многосторонней торговой системы, ядром которой является ВТО, неуклонно продвигать либерализацию и упрощение глобальной торговли и инвестиций, совместно построить открытую мировую экономику.

— Как торговый конфликт может отразиться на странах-соседях КНР. В том числе — почувствует ли Кыргызстан на себе эффекты этой конфронтации, например, через логистику, трансграничные проекты, инвестиции или структуру товарооборота?

— Китай и Кыргызстан являются добрыми соседями и всеобъемлющими стратегическими партнерами в новую эпоху. В последние годы под стратегическим руководством глав двух государств китайско-кыргызские отношения вступили в «золотой период», а сотрудничество в различных сферах вышло на «скоростную полосу».

Кыргызстан является одной из первых стран, которая поддерживает и принимает активное участие в сотрудничестве «Один пояс, один путь». На протяжении многих лет Китай сохраняет статус крупнейшего торгового партнера, источника импорта и инвестиций Кыргызстана.

В 2024 году товарооборот между Китаем и Кыргызстаном достиг рекордных $22.7 млрд. По статистике китайской стороны, с января по март текущего года товарооборот между Китаем и Кыргызстаном составил $6.05 миллиарда долларов США, увеличившись на 44.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом импорт из Кыргызстана достиг $2.04 миллиарда долларов, увеличившись в 93 раза.

Торговый баланс между двумя странами продолжает улучшаться. Успешно запущен проект железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», поэтапно открывается КПП «Бедель», что создает новые возможности для повышения условия взаимосвязанности и углубления торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В феврале текущего года президент КР Садыр Жапаров совершил государственный визит в Китай. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент КР Садыр Жапаров провели переговоры, что наметило новый план дальнейшего развития двусторонних отношений. Стороны единогласно согласились содействовать стыковке инициативы «Один пояс, один путь» и «Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года», раскрывать потенциал сотрудничества в таких областях, как торговля, инвестиции, взаимосвязанность и научно-технические инновации, обеспечивая успешную реализацию совместных проектов.

Можно сказать, что Китай и Кыргызстан твердыми шагами идут по пути к расширению взаимовыгодного сотрудничества ради развития и процветания двух стран и всего региона. Китайско-кыргызские отношения стали ярким примером общего будущего Китая с соседними странами.

Произвольное введение тарифов США против всех торговых партнеров грубо нарушает законные права на развитие и интересы всех стран, включая Кыргызстан. Я заметила, что на днях первый зампред Кабинета министров КР Данияр Амангельдиев выразил обеспокоенность о введении «взаимных тарифов» США, считая, что одностороннее введение барьеров ведет к занижению темпов роста каждой страны. Я полностью согласна с этим. В настоящее время Китай и Кыргызстан находятся на ключевом этапе своего развития и возрождения. Всестороннее углубление сотрудничества отвечает общим интересам двух стран и ожиданиям наших народов. Мы не только торговые партнеры, но и активные участники и сторонники международной торговли. Обе страны твёрдо выступают за построение открытой мировой экономики и поддерживают многостороннюю торговую систему, основанную на правилах, ядром которой является ВТО. В новых условиях китайская сторона готова совместно с кыргызской стороной всесторонне реализовывать договоренности, достигнутые лидерами двух стран, продвигать высококачественное сотрудничество в рамках  «Один пояс, один путь», раскрывать потенциал практического сотрудничества, чтобы содействовать развитию и процветанию двух стран на благо наших народов.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости