Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

Долг vs "зеленые" проекты, новые дороги, "ранняя" пенсия и судьба пансионатов РК на Иссык-Куле — чем запомнилась уходящая неделя

Долг vs "зеленые" проекты, новые дороги, "ранняя" пенсия и судьба пансионатов РК на Иссык-Куле — чем запомнилась уходящая неделя

По традиции, прошедшие семь дней не оставили кыргызстанцев равнодушными к событиям, происходящим в стране и мире. Насыщенная неделя запомнилась неординарными инициативами и яркими выступлениями. Economist.kg предлагает вашему вниманию еженедельный дайджест новостей, ставших резонансными для читателей сайта.

Долг в обмен на "зеленку"

В центре внимания на текущей неделе оказался Садыр Жапаров, предложивший с высокой трибуны саммита по целям устойчивого развития в рамках 78-й сессии Генассамблеи ООН создать фонд для адаптации к изменению климата. Выступая перед собравшимися, глава государства также обратился к коллегам с инициативой обменять внешний долг республики на обязательства реализовать проекты в "зеленой" экономике.

В своем выступлении президент отметил, что в Кыргызской Республике за последние 20 лет темпы роста средних температур превысили глобальные средние показатели. И намекнул, что дальнейшее таяние ледников и снижение уровня водных ресурсов могут усугубить продовольственную нестабильность в регионе, ускоряя бедность, миграцию и неравенство. Детали выступлении Садыра Жапарова читайте по ссылке.

Вместо ям и луж — новая дорога!

В столице скоро появится новая дорога, которая разгрузит автомобильный трафик на проблемном участке, ведущем к пересечению проспекта Жибек Жолу и улицы Абдрахманова. По крайней мере, именно такого результата рассчитывает добиться муниципалитет Бишкека, инициировавший ремонт Аральского переулка, что в районе Карагачевой рощи, до улицы Элебесова.

Столичные власти уже частично заасфальтировали участок от Элебесова до Дачной, а в скором времени планируется начать на этом отрезке капремонт тротуара. Как сегодня выглядит будущая альтернативная транспортная артерия и когда будет закончен ее ремонт — узнаете тут.

Иссык-Куль станет ближе для жителей Алматы

На днях Economist.kg побеседовал с министром транспорта и коммуникаций КР Тилеком Текебаевым. Глава ведомства поделился с нами эксклюзивными подробностями строительства трассы, которая свяжет озеро Иссык-Куль с городом Алматы.

По его словам, Азиатский банк развития рассматривал несколько маршрутов магистрали. Однако выбрал наименее дорогостоящий вариант. Подробнее о маршруте новой дороги из РК в КР, а также перспективах строительства других трасс республиканского и международного значения, читайте в нашем материале.

Пять лет — и ждите пенсию

Представьте: вы отслужили в армии либо были в декрете, после чего на пару-тройку лет устроились на работу. А потом  решили, что хватить работать на чужого дяденьку и записались в тунеядцы. Но при этом хотите получать пенсию… Сказка, скажете вы?!

А вот и нет! О том, что такой сценарий вполне может воплотиться в жизнь, журналистам поведал председатель Соцфонда КР Бактияр Алиев. В соответствии с поступившим предложением, которое рассматривает ведомство, в республике могут кратно сократить обязательный трудовой стаж — с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин — до 5 лет, вне зависимости от пола. При этом сумма минимальной пенсии и для отработавших пятую часть века, и для "пятилеток" будет одинаковой — 3150 сомов.

При чем тут армия и декрет, спросите? Ответ на вопрос ищите по ссылке.

Вывели на чистую воду

Не было бы счастья, да несчастье помогло, точнее заочный арест магната Шаршенбека Абдыкеримова, благодаря которому ГКНБ удалось вернуть в собственность государства Кыргызский камвольно-суконный комбинат и земельный участок в 4.1 га.

По версии пресс-службы комитета, Абдыкеримов незаконно вывел активы из "ККСК". История сделки уходит корнями в 1997 год, когда комбинат получил два технических кредита от правительства Японии и немецкого банка KFW. И получает свое продолжение уже в середине 2010-х — с последующим снятием всех обременений. С подробностями громкого дела можно ознакомиться здесь.

Денег нет, но вы держитесь!

На фоне новостей о том, что Кыргызстан передал Узбекистану на 49 лет сразу четыре пансионата на Иссык-Куле, довольно интересно выглядит ситуация с курортами, ранее переданными на тех же условиях Казахстану. Их, к слову, тоже четыре.

По словам замминистра экономики Самата Шатманова, в 2006 году Бишкек отдал в управление министерствам РК объекты общей площадью 58 га. По условиям соглашения, Казахстан должен был к 2013 году отремонтировать пансионаты на Иссык-Куле, доведя их до уровня трех- или четырехзвездочных отелей, а также трудоустроить на объекты не менее 80% местных жителей. Но в итоге ни одно из условий не было выполнено.

"У Казахстана нет бюджетных средств на эти цели, — пояснил Шатманов. — И сейчас их сторона просит внести изменения в соглашение."

Однако доводы замминистра не устроили депутатов Жогорку Кенеша, вполне резонно предложивших аннулировать соглашения с РК. Тем более, что из четырех пансионатов на данный момент функционируют всего два. Тонкости громкого дела и название пансионатов — по ссылке.

Maersk подбирается к Центральной Азии

И на закуску — классная новость для тех, кто следит за мировой логистикой. Maersk, датский гигант в мире перевозок, запустил новый сервис, который свяжет Грузию с Казахстаном и Узбекистаном. В том числе через "Средний коридор", который ориентирован не только на обслуживание поставок по маршруту Китай — Европа, но и на выход к рынкам Центральной Азии.

Грузинский порт Поти будет служить центром консолидации грузов из США, Европы, стран Средиземноморья и Дальнего Востока. По имеющимся данным, из этого порта грузы будут поступать в порт Баку, далее через Каспийское море — в порт Актау, откуда товары будут отправляться по железной дороге в такие пункты назначения, как Алматы, Астана и Ташкент.

В будущем сервис может охватить также Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.

Подписывайтесь на страницы Economist.kg в социальных сетях и узнавайте первыми о самых интересных финансово-экономических событиях, происходящих в Кыргызстане.

Ad coverAd cover