Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

Дорогу из Алматы на Иссык-Куль могут построить к 2030 году - она будет платной

Photo by <a href="https://unsplash.com/@rgaleriacom?utm_source=ghost&utm_medium=referral&utm_campaign=api-credit">Ricardo Gomez Angel</a> / <a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&utm_medium=referral&utm_campaign=api-credit">Unsplash</a>
Photo by <a href="https://unsplash.com/@rgaleriacom?utm_source=ghost&utm_medium=referral&utm_campaign=api-credit">Ricardo Gomez Angel</a> / <a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&utm_medium=referral&utm_campaign=api-credit">Unsplash</a>

Экономический коридор Алматы - Бишкек (ЭКАБ) является пилотным экономическим коридором в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). По предварительным данным, рассматривается три варианта строительства трехы из Алматы на Иссык-Куль. Economist.kg узнал подробности реализации проекта.

Проект строительства автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль запланирован к реализации до 2030 года. Он предполагает три варианта реализации: западный, восточный и прямое прохождение.

Проект будет реализован по принципу ГЧП, и предполагает введение платного проезда - чтобы окупить затраты инвесторов.

Западный маршрут

Западный маршрут проходит из Алматы через города Узынагаш и Кемин в Чолпон-Ату. Дорогу предполагается провести через перевал Новый Кастек (2461 метр высотой) или Масанчи (2308 метров). Протяженность маршрута составит 260 или 351 километр, в зависимости от перевала.

Путь через перевал Масанчи дольше: он составит от 4.5 до пяти часов. Проезд через перевал Новый Кастек займет около четырех часов. Предусмотрен и вариант тоннеля на этом маршруте - он сократит время в дороге до 3.5 часов.

Постройка гравийной дороги через перевал Новый Кастек обойдется в $81 млн. Из них $73 млн приходятся на Казахстан, а $8 млн на Кыргызстан. Дорога будет платной. Минимальный тариф - $2.6. При асфальтном покрытии, строительство обойдется в $94 млн, из которых $90 млн приходятся на казахскую сторону, а $4 млн на кыргызскую. Плата за проезд в этом случае будет выше - $2.7.

Западный вариант через перевал Масанчи обойдется дешевле. Дорога с гравийным покрытием потребует $92 млн, из которых на казахскую сторону приходится $83 млн, а на кыргызскую $9 млн. Плата за проезд по ней составит около $4.2. Дорога с асфальтным покрытием обойдется в $113 млн, из которых $5 млн приходятся на кыргызкую сторону, а $108 на казахскую. асфальтирование этого варианта не скажется на плате за проекзд.

Вариант западного маршрута с тоннелем обойдется в $482 млн. Из них на казахскую сторону приходится $265 млн, а на кыргызскую $217 млн. Минимальная плата за проезд по туннелю составит порядка $7.7.

Восточный маршрут

Восточный вариант прохождения рассы начинается в Алматы и проходит через город Турген, плато Асы, долину реки Шилик, по тоннелю под Кунгей Алатау попадет в Байсарскую долину, а далее через Ананьево - в Чолпон-Ата. Дорога будет общей протяженностью 216 километров. По ней также можно будет попасть на горнолыжный курорт Турген и в национальный парк «Кольсайские озера». Время пути по восточной трассе до Иссык-Куля займет порядка трех часов.

Строительство восточной дороги государствам обойдется в $467 млн. Из них $210 млн с кыргызской стороны и $257 млн с казахской стороны. Минимальная плата за проезд составит $7.

Прямой путь

Прямая трасса будет проходить через Алматы – перевал Озерный (3.5 тысячи метров над уровнем моря) – Чон-Кемин – тоннель Кунгей Алатау – Бактуу-Долоноту – Чолпон-Ата. Общей протяженностью 85 километров. Прямая дорога займет всего 1 час 40 минут пути.

Затраты на строительство прямой трассы самыев ысокие - $586 млн. Из которых порядка $557 млн приходятся на кыргызскую сторону, а оставшиеся $29 млн на казахскую. Но минимальный тариф за проезд по этому варианту дороги не сильно превысит $7.
Ad coverAd cover