Традиционного кредитования не будет. Клиент будет отправлять заявку из дома и моментально получать ответ

Традиционного кредитования не будет. Клиент будет отправлять заявку из дома и моментально получать ответ

Со временем традиционное кредитование уйдет с рынка Кыргызстана. На его место придет система, при которой клиент напрямую, без посредников, сможет обратиться за кредитом не выходя из дома и буквально в течение минуты получить ответ. В этом уверен заместитель председателя ЗАО МФК «ИНКОМ» Самат Каликеев.

Финансовое издание Economist.kg побеседовало с ним о цифровизации финансово-кредитной системы, инновациях в секторе и о влиянии чистой кредитной истории заемщика на его благополучие.

— Какие продукты уйдут с финансового рынка, а какие останутся и почему?

— Со временем традиционное кредитование уйдет благодаря проекту «Тундук», который запустили в 2018 году, где все межведомственные организации объединяют данные в одну базу и предоставляют доступ к информации всем участникам системы. Как только этот проект окончательно заработает, традиционное кредитование полностью уйдет.

Расскажу на примере: «ИНКОМ» первым пошел по этому пути, мы запустили продукт на основе цифровых технологий, который полностью отличается от традиционного кредитования. Клиенту нет необходимости собирать справки о доходах, о членах семьи, с места жительства, иных документов. Ему достаточно просто пройти по ссылке money.incom.kg, заполнить заявку и отправить. Буквально в течение минуты он получает ответ об одобрении «Онлайн-Кредита».
— Какие продукты останутся?

— Традиционное кредитование со временем уйдет, ведь на дворе век цифровизации. Надо создавать удобства для клиентов, чтобы не было необходимости собирать документы, стоять в очереди и ждать решение кредитного комитета от 7 до 14 дней. Нужно создавать такие удобства, чтобы клиент сидя дома отправлял заявку и моментально получал ответ. Вот к чему стремится «ИНКОМ».

— Есть ли на рынке продукты, которые нравятся населению? Которые зарекомендовали себя и которые останутся несмотря на инновации на рынке?

— Это обычные потребительские кредиты и ипотека. Сейчас нужно предоставить удобства клиентам, чтобы они могли моментально получить средства и желаемую услуги или товар. Цель кредитования остается по продуктам, единственная разница — форма предоставления, сроки рассмотрения и способы доставки.

— Вы затронули проект «Тундук». Что это такое для таких компаний, как ваша и как финансовая система сейчас включена в этот проект?

— Мы его очень долго ждали. «Тундук» — это система, созданная для того, чтобы гражданам не приходилось «прыгать» из одной организации в другую для получения определенных справок. Все межведомственные организации отправляют свою базу данных в единую систему — «Тундук» — это справки из Госрегистра, МВД, судебные справки, справки из Налоговой, Соцфонда и другие. Теперь все это можно взять в одной организации.

Как только проект в полной мере заработает, все коммерческие банки и микрокредитные компании активно подключатся к организации. Это позволит максимально сократить сроки рассмотрения заявки.

В данном случае уже не будет необходимости клиенту самому собирать документы, так как финансово-кредитные организации будут брать необходимую информацию непосредственно из системы.
— Какие планы по распространению нового продукта «Онлайн-Кредит» и кто может им пользоваться?

— Продукт «Онлайн-Кредит» — это новое технологичное решение для небольших расходов, которые не терпят отлагательств. Этот продукт можно получить без залога и поручительства, просто заполнив онлайн-заявку. Сегодня онлайн-кредит доступен в Бишкеке, в Оше и в скором времени в Кара-Балте в рабочее время. Но совсем скоро кредит будет доступен 24 часа сутки, 7 дней в неделю в любой точке страны.

Мы хотим распространения этого продукта по всей республике. В наших планах уйти в ритейл, розничные услуги. Мы нацелены на выдачу малых кредитов на малые сроки, так как это максимально удобно.
— Какие есть инновации в секторе, кроме нового продукта и вообще какие сейчас востребованы гражданам?

— Ранее, при погашении или получении кредита, клиентам нужно было приезжать в компанию и оплачивать/получать через кассу, а это большая потеря времени. У нас обширная сеть партнеров, которая позволяет нашим клиентам осуществлять свои обязательства. При выдаче и погашении кредитов применяются такие приложения как Balance.kg, Элсом, карта Элкарт а также терминалы Банка KICB, Керемет Банка.

— Какие инновации в секторе нужны?

— Нужна цифровизация и создание такой площадки, где клиент напрямую, без посредников, может обратиться в финансово-кредитное учреждение. К примеру, если клиент хочет заказать товар, он должен иметь возможность сделать это удаленно.

— Как повышать ответственность клиента?

— Технологии нужны и важны, но нужно учитывать и уровень образования населения, нужно повышать уровень знаний в области кредитования. Клиенты должны знать, что полученный кредит нужно своевременно погашать, потому что эти действия влияют на его кредитную историю. Если у клиента хорошая кредитная история, то финансово-кредитное учреждение будет выдавать займы, принимать условия, которые нужны клиенту, сможет рассмотреть льготы при кредитовании на покупку авто или потребительский кредит. Все будет зависеть от кредитной истории и рейтинга заемщика.

Двусторонняя ответственность способствует тому, чтобы клиент и кредитное учреждение выстраивали долгосрочные отношения.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.