Почему Кыргызстан стал автомобильным хабом в ЕАЭС и чем это грозит

Иван Донис
Почему Кыргызстан стал автомобильным хабом в ЕАЭС и чем это грозит

По итогам 2022 года Кыргызстан импортировал в 3.1 раза больше автомобилей, чем в 2021 году – порядка 41.2 тысячи машин на $538.6 млн против 13.1 тысячи. Рекордный рост показателей в 4.3 раза продолжился и в 2023-м: только за январь-апрель текущего года в КР ввезли 41 тысячи автомобилей на $483.5 млн. Для сравнения, в 2022 году этот показатель равнялся 9.5 тысячи.

Согласно данным Нацстаткома, по числу ввозимых в КР иномарок лидирующую позицию заняла Южная Корея – за первые четыре месяца 2023 года кыргызстанцы импортировали 12.3 тысячи автомобилей (примерно на 1.7 тысячи машин больше, чем за весь 2022 год). Также в пятерку стран-автоэкспортеров в КР вошли США (9.2 тысячи), Япония (4.5 тысячи), Россия (4.0 тысячи) и Китай (3.5 тысячи), оттеснив Грузию и Германию.

По словам генерального директора крупнейшего в Кыргызстане автомобильного ресурса Mashina.kg Тилека Ешеналиева, поставки автомобилей в Россию и Казахстан из Кыргызстана выросли в 11 раз – за четыре месяца этого года казахстанцы и россияне купили в КР 2712 машин, тогда как за январь-апрель 2022-го — 244.

«Из-за санкции завоз авто в Россию закрыт. В связи с этим трафик на наш сайт в последнее время увеличился. Есть ключевые слова, по которым люди заходят на наш сайт. И по ключевому слову «авто из Киргизии» к нам начали заходить больше людей. Кто кроме россиян сделает такой запрос? Так и завозят авто в Кыргызстан, затем дальше продают в Россию. Кыргызстан стал транзитной страной»,— рассказал Тилек Ешеналиев.

Чем вызван рекордный импорт корейских авто, какие машины пользуются спросом у покупателей из Кыргызстана и стран СНГ и почему покупка иномарки может обернуться для россиян неприятностями? Ответы – в обзоре Economist.kg.

Спрос рождает предложение… и дешевую растаможку

Как уже было сказано выше, основной причиной роста объемов ввозимых в Кыргызстан автомобилей с последующим их реэкспортом в Россию стал разразившийся между Москвой и Киевом конфликт, породивший понятие «серый импорт», а также выгодные ставки таможенных пошлин на авто. Санкции в отношении России вынудили западные авто-бренды покинуть рынок РФ. Вместе с тем россияне потянулись за доступными по цене иномарками, найдя для себя компромиссный вариант – доступных по цене импортируемых в Кыргызстан «корейцев».

«В этой стране самые выгодные условия по растаможке в рамках ЕАЭС. Плюс местная специфика и санкции позволяют занижать стоимость авто, с которой выплачивается таможенная пошлина, – отмечает издание «Новые известия», цитируя российского блогера Михаила Жуховицкого. – Фактически автомобиль с доставкой в Кыргызстан стоит $80 тысяч. Но на таможне в КР предъявляют нарисованный документ, что стоимость составляет $30 тысяч. Соответственно и таможенную пошлину платят не с реальной цены, а с $30 тысяч. И это еще не худший пример – я видел десятки новых Camry из Китая, якобы купленных по $6 тысяч. Я обошел 15 крупнейших автосалонов и автомобильный рынок КР. Абсолютно все машины растаможены с занижением цены. Хорошо, если на таможне были показаны 50%-60% цены, но это уже редкость. На массовые модели показывают по 15%-20% цены».

Доводы блогера подтверждают и дилеры из Кыргызстана. По словам источника Economist.kg, предпринимателя Эрмека Кадырова, при растаможке автомобиля из Южной Корее в других странах на таможне оформляется инвойс, который учитывает покупную цену, объем двигателя, вид топлива и классификацию ТС. Однако в КР действуют несколько иные правила.

«В России инвойс нельзя занизить, а в Кыргызстане таких ограничений нет, следовательно, калькуляция для растаможки идет от суммы, указываемой лицом, импортирующим авто. Как итог – в России растаможка обойдется на 100% дороже, чем в КР, в Казахстане – примерно на 50%. К примеру, растаможка BMW X5 2022-2023 года выпуска в Кыргызстане будет стоить $7-8 тыс., в Казахстане – уже $10-12 тыс., а в России – $15-16 тыс. Из-за этого автобайеры везут машины через Кыргызстан, растамаживают их на территории республики и на транзитных номерах отправляют в РК или РФ», – отметил отечественный автодилер.

Сроки доставки сократились

На повышении числа ввозимых в КР машин, особенно в 2023 году, сказываются и сроки доставки транспорта. До марта текущего года логистика поставок выглядела так: автомобили отправляли из Кореи в Китай, после чего ТС пересекали границу с Казахстаном, и уже оттуда машины шли в Кыргызстан. Срок доставки автомобилей по этой схеме занимал от 45-50 дней и выше.

«С марта кыргызстанцы начали возить машины по упрощенной логистической схеме. После покупки мы переправляем транспорт паромом из Кореи в Китай, где автомобили в порту перегружают на автовозы и везут прямиком на КПП «Иркештам». На границе с КНР транспортные средства еще раз перегружают на автовозы из Кыргызстана и ввозят непосредственно на территорию республики, – пояснил Эрмек Кадыров. – По срокам доставка по такому маршруту занимает в среднем 20-25 дней, хотя был случай, когда мы получили машину уже через 14 дней. Цена доставки в ускоренном порядке составляет в среднем $4 тысячи».

Какие автомобили покупают граждане России и Казахстана?

Наибольший спрос, по словам источника Economist.kg, на сегодняшний день наблюдается на новые и «слегка б/у» автомобили комфорт- и представительского класса стоимостью от $30 тысяч. Девять из десяти таких ТС, ввезенных в КР из Кореи, в итоге идут на экспорт в Казахстан и Россию. При этом россияне отдают предпочтение машинам 2022-2023 годов выпуска, а казахстанцы приобретают автомобили в возрасте от 1 до 5 лет.

Будут ли последствия?

Вышеперечисленные факторы играют на руку автодилерам из КР и сказываются на цене машин для покупателей из России. Однако схема с занижением стоимости в инвойсе при растаможке в Кыргызстане может обернуться для россиян неприятным «сюрпризом». Как пишут российские СМИ, если импорт корейского автопрома из КР в РФ продолжится на том же уровне, у машин, ввезенных в Россию через Кыргызстан, могут отобрать ПТС. И речь идет о десятках тысяч авто.

«Когда таможенные органы договорятся, будут санкции – вплоть до аннулирования ПТС. Это превратит машину в тыкву и сделает владение ей бессмысленным. Максимум, что можно будет получить от такого авто – продать на запчасти», – предположил блогер Михаил Жуховицкий.

Источники среди автодилеров КР подтвердили Economist.kg, что описанная в российском СМИ ситуация действительно существует и имеет указанные масштабы. Вместе с тем в Национальном автомобильном союзе России полагают, что до аннулирования ПТС дело все-таки не дойдет.

«Таможня будет ограничиваться требованиями по доплате, – прокомментировал ситуацию вице-президент НАС России Антон Шапарин. – Думаю, придумают некий механизм, и это будет делаться в массовом порядке».

Точку зрения Шапарина разделяет и независимый российский автоэксперт Сергей Бургазлиев, который считает, что предъявить претензии автовладельцам будет сложно.

«Формально, сейчас нет возможности аннулировать ПТС в случае, если он был выдан законно при импорте автомобиля из Кыргызстана в Россию физическим лицом или компанией, – говорит эксперт. – Если власти примут решения блокировать паспорт транспортного средства или какие-либо другие меры, это создаст волну социальной напряженности».

На данный момент максимум что может грозить сторонам в ситуации с занижением стоимости авто – это доначисление платежей, но на конечных покупателях это не отразится.

«В соответствии с таможенным законодательством ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант, – пояснили в Федеральной таможенной службе России в комментарии для «Новых известий». – Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах-членах Евразийского экономического союза легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости. При выявлении таких случаев таможенными администрациями государств-членов ЕАЭС, где осуществлялось декларирование, проводится таможенный контроль после выпуска товаров, по результатам которого происходит доначисление причитающихся к уплате платежей».

Вместо послесловия

Важно, что следом за корейскими машинами вопросы со стороны России могут возникнуть и к продукции немецкого автопрома.

По данным Deutsche Welle, наблюдается рост экспорта автомобилей из ФРГ в страны Центральной Азии, что можно расценить как признак их активного использования для параллельного импорта в РФ. На текущий момент объемы поставок машин в страны СНГ суммарно увеличились не сильно. Вместе с тем, зафиксирован неестественный рост ввоза автомобилей в Кыргызстан и Казахстан.

«Самый вопиющий пример – Кыргызстан. Если эта страна с населением примерно в 7 млн человек в первые четыре месяца 2021 года импортировала немецкую продукцию на €15 млн, то теперь, два года спустя, закупки составили €230 млн. Это рост более чем в 15 раз», – цитирует Федеральное статистическое ведомство ФРГ Deutsche Welle.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости