Почему Кыргызстан стал автомобильным хабом в ЕАЭС и чем это грозит
По итогам 2022 года Кыргызстан импортировал в 3.1 раза больше автомобилей, чем в 2021 году – порядка 41.2 тысячи машин на $538.6 млн против 13.1 тысячи. Рекордный рост показателей в 4.3 раза продолжился и в 2023-м: только за январь-апрель текущего года в КР ввезли 41 тысячи автомобилей на $483.5 млн. Для сравнения, в 2022 году этот показатель равнялся 9.5 тысячи.
Согласно данным Нацстаткома, по числу ввозимых в КР иномарок лидирующую позицию заняла Южная Корея – за первые четыре месяца 2023 года кыргызстанцы импортировали 12.3 тысячи автомобилей (примерно на 1.7 тысячи машин больше, чем за весь 2022 год). Также в пятерку стран-автоэкспортеров в КР вошли США (9.2 тысячи), Япония (4.5 тысячи), Россия (4.0 тысячи) и Китай (3.5 тысячи), оттеснив Грузию и Германию.
По словам генерального директора крупнейшего в Кыргызстане автомобильного ресурса Mashina.kg Тилека Ешеналиева, поставки автомобилей в Россию и Казахстан из Кыргызстана выросли в 11 раз – за четыре месяца этого года казахстанцы и россияне купили в КР 2712 машин, тогда как за январь-апрель 2022-го — 244.
«Из-за санкции завоз авто в Россию закрыт. В связи с этим трафик на наш сайт в последнее время увеличился. Есть ключевые слова, по которым люди заходят на наш сайт. И по ключевому слову «авто из Киргизии» к нам начали заходить больше людей. Кто кроме россиян сделает такой запрос? Так и завозят авто в Кыргызстан, затем дальше продают в Россию. Кыргызстан стал транзитной страной»,— рассказал Тилек Ешеналиев.
Чем вызван рекордный импорт корейских авто, какие машины пользуются спросом у покупателей из Кыргызстана и стран СНГ и почему покупка иномарки может обернуться для россиян неприятностями? Ответы – в обзоре Economist.kg.
Спрос рождает предложение… и дешевую растаможку
Как уже было сказано выше, основной причиной роста объемов ввозимых в Кыргызстан автомобилей с последующим их реэкспортом в Россию стал разразившийся между Москвой и Киевом конфликт, породивший понятие «серый импорт», а также выгодные ставки таможенных пошлин на авто. Санкции в отношении России вынудили западные авто-бренды покинуть рынок РФ. Вместе с тем россияне потянулись за доступными по цене иномарками, найдя для себя компромиссный вариант – доступных по цене импортируемых в Кыргызстан «корейцев».
«В этой стране самые выгодные условия по растаможке в рамках ЕАЭС. Плюс местная специфика и санкции позволяют занижать стоимость авто, с которой выплачивается таможенная пошлина, – отмечает издание «Новые известия», цитируя российского блогера Михаила Жуховицкого. – Фактически автомобиль с доставкой в Кыргызстан стоит $80 тысяч. Но на таможне в КР предъявляют нарисованный документ, что стоимость составляет $30 тысяч. Соответственно и таможенную пошлину платят не с реальной цены, а с $30 тысяч. И это еще не худший пример – я видел десятки новых Camry из Китая, якобы купленных по $6 тысяч. Я обошел 15 крупнейших автосалонов и автомобильный рынок КР. Абсолютно все машины растаможены с занижением цены. Хорошо, если на таможне были показаны 50%-60% цены, но это уже редкость. На массовые модели показывают по 15%-20% цены».
Доводы блогера подтверждают и дилеры из Кыргызстана. По словам источника Economist.kg, предпринимателя Эрмека Кадырова, при растаможке автомобиля из Южной Корее в других странах на таможне оформляется инвойс, который учитывает покупную цену, объем двигателя, вид топлива и классификацию ТС. Однако в КР действуют несколько иные правила.
«В России инвойс нельзя занизить, а в Кыргызстане таких ограничений нет, следовательно, калькуляция для растаможки идет от суммы, указываемой лицом, импортирующим авто. Как итог – в России растаможка обойдется на 100% дороже, чем в КР, в Казахстане – примерно на 50%. К примеру, растаможка BMW X5 2022-2023 года выпуска в Кыргызстане будет стоить $7-8 тыс., в Казахстане – уже $10-12 тыс., а в России – $15-16 тыс. Из-за этого автобайеры везут машины через Кыргызстан, растамаживают их на территории республики и на транзитных номерах отправляют в РК или РФ», – отметил отечественный автодилер.
Сроки доставки сократились
На повышении числа ввозимых в КР машин, особенно в 2023 году, сказываются и сроки доставки транспорта. До марта текущего года логистика поставок выглядела так: автомобили отправляли из Кореи в Китай, после чего ТС пересекали границу с Казахстаном, и уже оттуда машины шли в Кыргызстан. Срок доставки автомобилей по этой схеме занимал от 45-50 дней и выше.
«С марта кыргызстанцы начали возить машины по упрощенной логистической схеме. После покупки мы переправляем транспорт паромом из Кореи в Китай, где автомобили в порту перегружают на автовозы и везут прямиком на КПП «Иркештам». На границе с КНР транспортные средства еще раз перегружают на автовозы из Кыргызстана и ввозят непосредственно на территорию республики, – пояснил Эрмек Кадыров. – По срокам доставка по такому маршруту занимает в среднем 20-25 дней, хотя был случай, когда мы получили машину уже через 14 дней. Цена доставки в ускоренном порядке составляет в среднем $4 тысячи».
Какие автомобили покупают граждане России и Казахстана?
Наибольший спрос, по словам источника Economist.kg, на сегодняшний день наблюдается на новые и «слегка б/у» автомобили комфорт- и представительского класса стоимостью от $30 тысяч. Девять из десяти таких ТС, ввезенных в КР из Кореи, в итоге идут на экспорт в Казахстан и Россию. При этом россияне отдают предпочтение машинам 2022-2023 годов выпуска, а казахстанцы приобретают автомобили в возрасте от 1 до 5 лет.
Будут ли последствия?
Вышеперечисленные факторы играют на руку автодилерам из КР и сказываются на цене машин для покупателей из России. Однако схема с занижением стоимости в инвойсе при растаможке в Кыргызстане может обернуться для россиян неприятным «сюрпризом». Как пишут российские СМИ, если импорт корейского автопрома из КР в РФ продолжится на том же уровне, у машин, ввезенных в Россию через Кыргызстан, могут отобрать ПТС. И речь идет о десятках тысяч авто.
«Когда таможенные органы договорятся, будут санкции – вплоть до аннулирования ПТС. Это превратит машину в тыкву и сделает владение ей бессмысленным. Максимум, что можно будет получить от такого авто – продать на запчасти», – предположил блогер Михаил Жуховицкий.
Источники среди автодилеров КР подтвердили Economist.kg, что описанная в российском СМИ ситуация действительно существует и имеет указанные масштабы. Вместе с тем в Национальном автомобильном союзе России полагают, что до аннулирования ПТС дело все-таки не дойдет.
«Таможня будет ограничиваться требованиями по доплате, – прокомментировал ситуацию вице-президент НАС России Антон Шапарин. – Думаю, придумают некий механизм, и это будет делаться в массовом порядке».
Точку зрения Шапарина разделяет и независимый российский автоэксперт Сергей Бургазлиев, который считает, что предъявить претензии автовладельцам будет сложно.
«Формально, сейчас нет возможности аннулировать ПТС в случае, если он был выдан законно при импорте автомобиля из Кыргызстана в Россию физическим лицом или компанией, – говорит эксперт. – Если власти примут решения блокировать паспорт транспортного средства или какие-либо другие меры, это создаст волну социальной напряженности».
На данный момент максимум что может грозить сторонам в ситуации с занижением стоимости авто – это доначисление платежей, но на конечных покупателях это не отразится.
«В соответствии с таможенным законодательством ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант, – пояснили в Федеральной таможенной службе России в комментарии для «Новых известий». – Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах-членах Евразийского экономического союза легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости. При выявлении таких случаев таможенными администрациями государств-членов ЕАЭС, где осуществлялось декларирование, проводится таможенный контроль после выпуска товаров, по результатам которого происходит доначисление причитающихся к уплате платежей».
Вместо послесловия
Важно, что следом за корейскими машинами вопросы со стороны России могут возникнуть и к продукции немецкого автопрома.
По данным Deutsche Welle, наблюдается рост экспорта автомобилей из ФРГ в страны Центральной Азии, что можно расценить как признак их активного использования для параллельного импорта в РФ. На текущий момент объемы поставок машин в страны СНГ суммарно увеличились не сильно. Вместе с тем, зафиксирован неестественный рост ввоза автомобилей в Кыргызстан и Казахстан.
«Самый вопиющий пример – Кыргызстан. Если эта страна с населением примерно в 7 млн человек в первые четыре месяца 2021 года импортировала немецкую продукцию на €15 млн, то теперь, два года спустя, закупки составили €230 млн. Это рост более чем в 15 раз», – цитирует Федеральное статистическое ведомство ФРГ Deutsche Welle.