В Кыргызстане создается Консультативный совет бизнеса, Института бизнес-омбудсмена и Генеральной прокуратуры.
Председатель совета директоров американской торговой палаты Назира Бейшеналиева рассказала, чего ждут предприниматели от сотрудничества с надзорным органом.
— Расскажите, в каком состоянии сейчас бизнес в нашей стране? Очевидно, что вызовов и тревог предостаточно. Что беспокоит вас в нынешней ситуации?
— Вы задали очень актуальный для меня вопрос. Я многие годы веду работу по содействию в создании благоприятного делового климата. И мне не безразлична деловая репутация Кыргызстана в регионе и на глобальном рынке.
Работая с предпринимателями Кыргызстана и иностранными инвесторами, я вижу множество печальных историй, когда предприниматели становились заложниками и жертвами государственной системы, функционирующей бессистемно и со сбоями. Тоже самое и с инвестиционными капиталами, которые становились объектами нездорового интереса со стороны всяких должностных лиц.
Совет директоров Американской торговой палаты в КР на постоянной основе через различные платформы и СМИ поднимает вопросы защиты бизнеса, безопасности частной собственности, привлекательности делового климата.
Наша цель — не допускать нарушения конституционных гарантий на свободу экономической деятельности через создание соответствующего правового поля.
После серии обращений бизнес-сообщества о безнаказанности и вседозволенности государственных органов, органов прокуратуры и следствия по отношению к предпринимателям состоялся открытый разговор с генеральным прокурором и Институтом бизнес-омбудсмена, который положил начало созданию Консультативного совета.
— Зачем бизнесу нужен очередной совет с очередным государственным органом?
— Хотела бы подчеркнуть, что это нужно не только бизнесу, но и государству, и каждому конкретному жителю страны. Только за последние три года наша страна пережила пандемию, третью революцию, смену власти, масштабные проверки, изменение налогового законодательства. Ко всему этому добавилась нынешняя геополитическая ситуация в мире.
Все эти шоки в конечном итоге отражаются на содержимом вашего кошелька, кошельков ваших родных, близких, любого жителя страны. Поэтому бизнес ищет любые возможности найти контакт с государством и донести свои проблемы, всю свою боль до руководства страны.
Потому что проблемы бизнеса – это, в конечном итоге, проблемы каждого жителя страны. Создавая Консультативный совет совместно с Институтом бизнес-омбудсмена и Генпрокуратурой бизнес ожидает, что прокурорский надзор поможет в устранении системных проблем, приводящих к нарушению экономических прав и свобод предпринимателей.
— Почему создается совет именно с Генеральной прокуратурой?
— Потому что она обладает теми функциями, которых нет у других органов. Например, только она может осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории страны. На практике это значит, что закон должен одинаково применяться ко всем участникам рынка, а не избирательно, исходя из родственных или личных связей.
Также прокуратура может выносить протест на нормативный правовой акт, который, предположим, противоречит другому нормативному правовому акту, обладающему более высокой юридической силой. Таких примеров у нас множество.
Ну и, наконец, только прокуратура осуществляет надзор за следственными органами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
— Что хотел бы бизнес добиться через этот инструмент взаимодействия с прокуратурой?
— Представьте, что вы бизнесмен. Работаете днем и ночью, порой в тяжелых условиях. Через какое-то время ваш бизнес начинает приносить доход. И тут приходит кто-то, кто используя свои связи, родственные узы, наглость и другие отрицательные качества, забирает ваш бизнес. Что вы будете ощущать: радость и удовольствие или отчаяние и яростный внутренний протест? Уверена, что второе. Умножьте все это на то, что в процессах отъема бизнеса так или иначе принимают участие государственные органы. Или, как минимум, они не предпринимают усилий по защите ваших экономических прав.
Так вот, через совет бизнес-сообщество хотело бы наладить прямой контакт для того, чтобы оперативно и напрямую доносить до генерального прокурора информацию о вопиющих случаях нарушения прав бизнесменов.
— Насколько сама Генпрокуратура и ее руководство готовы слышать вас?
— Предложение о создании совета поступило именно от генеральной прокуратуры. Надеюсь, это искреннее желание руководства надзорного органа помочь нам.
— Что стоит в повестке дня совета?
— Соблюдение экономических прав, степень их защищенности и неприкосновенность частной собственности. Этот посыл и ценность рыночной экономики бизнес-сообщество неустанно повторяет каждому политическому лидеру страны.
— Генпрокуратура по новой конституции получила право законодательной инициативы. Готова ли она использовать это полномочие для помощи бизнесу?
— Мы надеемся, что готова. С большой болью мы наблюдаем с каким множеством барьеров и административным давлением вынужден сталкиваться предприниматель, решивший вести свое дело в нашей стране. Вместо работы над инвестиционными и бизнес-проектами наши предприниматели тратят силы и ресурсы на сохранение своего капитала, удержание предприятия на плаву после очередной проверки и выемки документов, защиту права в судах, где решения зачастую принимаются вне закона, и многое другое.
— Прокуратура иногда выступает стороной в гражданских и административных делах и, естественно, выступает обвинителем в уголовных процессах по экономическим делам. Хотели бы вы обратить внимание генерального прокурора на эту сторону работы надзорного органа?
— Среди юристов и адвокатов бытует мнение, что бизнесу в судах практически невозможно отстоять свои права в споре с государственными органами. Суды по умолчанию принимают решения в пользу государства. Мы рассчитываем, что благодаря сотрудничеству с органами прокуратуры сможем добиться искоренения этой негативной практики.
— Подобных советов создавалось много. Вы говорите о тяжелой ситуации с ведением бизнеса в стране. Значит ли это, что такая форма сотрудничества с государственными органами непродуктивна?
— Если ничего не делать, то ничего и не изменится. Любой бизнесмен – это предприимчивый человек. Он всегда что-то предпринимает.
Взаимодействуя с Генпрокуратурой, мы предпринимаем новые усилия и надеемся, что данный совет будет способствовать надзорному органу объективно рассматривать и устранять случаи нарушения экономических прав и свобод граждан действиями или бездействиями органов государственной власти.
Также совет будет рассматривать и анализировать случаи давления и нарушения прав и свобод предпринимателей со стороны правоохранительных органов. Это позволит государству увидеть, где кроются системные проблемы и потом устранить их.
Наконец, мы надеемся, что Консультативный совет будет способствовать защите капитала, частной собственности и других экономических прав и свобод граждан, в том числе в ходе осуществления оперативно-следственных мероприятий.