Economist.kg продолжает серию статей о кыргызстанках, бизнес которых получил новое дыхание благодаря участию в менторской программе женского объединения «Курак» и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), финансируемой правительством Швейцарии и Финансовой инициативой для женщин-предпринимателей #WeFi.
Англичанка из Оша
«Только познакомившись с лидерами «Курака», я осознала важную роль женщины в развитии семьи, общества, экономики и всей страны в целом. Свой вклад в воспитание образованной нации я вношу, обучая детей английскому языку».
С таких откровений начинается наша беседа с Чинарой Карашевой, основательницей образовательного центра «Жаннат Билим» в Оше. Несмотря на внушительный опыт за плечами в области частного образования, она решила, что ей еще есть чему поучиться самой и приняла участие в качестве менти в программе «Женщины в бизнесе». Суть проекта – в оказании консультативной помощи кыргызстанкам, которые хотят развивать свой бизнес. Прислушиваясь к советам наставницы, Чинара внедрила инновации и расширила дело.
Учитель иностранного языка по специальности пришла в профессию в 2011 году – стала преподавать английский в Центре детского творчества «Келечек» в Оше. Там открылись две группы, в каждой по восемь учеников 5-6 классов. С детьми занимались по обычным школьным учебникам.
«После трагических событий, связанных с кыргызско-узбекским конфликтом на юге, многие родители хотели дать базовые знания английского языка своим детям. А специализированных учреждений, где работали бы с учениками начальных и средних классов во внеурочное время, у нас не было. И тогда мы с супругом открыли один класс. Я преподавала, муж вел документацию», — вспоминает Чинара Карашева.
Скоро от желающих попасть в группу не было отбоя. Решение пришло само собой – пора приглашать на работу педагогов, которые так же с удовольствием хотят заниматься с детьми. Так, в 2014 году появился образовательный центр «Жаннат Билим». К тому времени занятия для школьников Чинара проводила уже по специальной программе, разработанной на основе оксфордской методики, по оригинальным учебникам, а весь педагогический состав, включая саму основательницу школы, прошел тренинги с участием носителя языка.
В 2020-м на базе языкового центра Чинара по просьбе родителей организовала курсы подготовки дошколят. Несмотря на сложный пандемичный период, все получилось. В этом году будет набран второй поток. На этих уроках детей также обучают английскому языку по методике Оксфордского университета. В школу они пойдут с базовым уровнем знания языка и при желании во внеурочное время смогут продолжить обучение в «Жаннат Билим».
«Мы заботимся о том, чтобы детям было удобно. Они понимают, что центр – это то место, куда приходят учиться, а не просто показывать свои знания, где не страшно ошибиться, им помогут исправить ошибки, где можно чувствовать себя свободным и в то же время нужно быть дисциплинированным, трудолюбивым и ответственным», — отмечает учитель.
Динамичный английский, цифровой бизнес и менторская школа
Рассказывая о любимом деле, Чинара признается: в течение семи лет полноценной самостоятельной работы было одно упущение. Как такового анализа доходов и расходов она не вела. Не хватало знаний. Не складывалось понимание, насколько это выгодно экономически. Только пройдя школу менторской программы, она поняла, как важно вести статистику, компьютеризировать услуги, внедрять инновации.
«С одним из учредителей женского объединения «Курак» Айнурой Сагынбаевой мы познакомились во время пандемии, когда из-за жестких ограничений весь бизнес был вынужден приостановить работу. Тогда благодаря проекту ее учебного центра Steppe Learning KG для учителей английского языка я научилась вести уроки дистанционно и узнала об инновационной программе DynEd. Постигать новое было так увлекательно, что, несмотря на все свои страхи и нерешительность, согласилась принять участие в менторской программе «Женщины в бизнесе». Моим ментором стала Айнура. Она вселила в меня уверенность, поддержала, взяла за руку и показала новый подход к делу», — рассказывает участница проекта.
Тесно коммуницировать и качественно решать задачи не помешали ни пандемия, ни расстояние между Бишкеком и Ошем. Наставница и ее подопечная регулярно созванивались, встречались на онлайн площадках.
«Она была настолько искренна в своем желании помочь, поделиться опытом, что я все время чувствовала себя в центре внимания. Все цели, которые мы ставили в начале проекта, были достигнуты. Мы приступили к цифровой трансформации бизнеса, внедрив новые методики преподавания английского языка с использованием компьютерных программ и интернета, освоили и установили CRM-систему для работы с клиентами, запустили пилотный проект по изучению английского с помощью гаджетов по известной в мире методике DynEd. Эффект был ошеломительный! Ничего подобного в Оше не было», — говорит Чинара Карашева.
Останавливаться на достигнутом она не стала, попросила консультацию у ЕБРР по стратегическому развитию бизнеса, а после подала заявку на участие в акселерационной программе Accelerate Prosperity по дошкольному образованию. Там Чинара не только получила новый опыт, но и инвестиции для расширения своего дела.
«Этой осенью мы переехали в новый офис, увеличили количество ученических мест и вернулись к допандемичным показателям по прибыли. Участие в программе менторства помогло мне победить страх, неуверенность и дало импульс развитию. Я поняла, ничто не мешает женщине заниматься любимым делом: ни замужество, ни материнство, ни домашние хлопоты. Мы способны делать гораздо больше, чем думаем», — уверена предпринимательница.
По ее признанию, менторская программа стала уникальной площадкой для общения и обмена опытом с другими успешными женщинами. Это так вдохновило Чинару, что во время проекта она организовала в Оше свой бизнес-форум с участием 30 представительниц бизнес-сектора. В качестве спикеров перед участницами форума выступили ментор Айнура Сагынбаева и бизнес-консультант Денис Маламуж.
«Я знаю, что это только начало. Сейчас все мои усилия направлены на то, чтобы расширять круг знакомств, налаживать связи с другими успешными женщинами, которые искренне и горячо хотят помочь развитию сферы образования в нашей стране», — добавляет Чинара Карашева.
В планах – открытие еще одного филиала для обучения детей английскому языку, усиление педагогического состава, поиск партнеров, налаживание связей с другими образовательными учреждениями для обмена опытом по языковому направлению. Множество новых начинаний и задач, которые помогут усилить роль качественного и современного образования в развитии страны.