Бишкек и смог, что накрывает столицу с наступлением холодов, практически неотделимы друг от друга. Некогда зеленый город уже несколько раз возглавлял рейтинг самых загрязненных городов мира.
В последний раз это случилось 8 ноября – тогда концентрация микро дисперсных частиц PM2.5 в воздухе превысила всемирную норму более чем в 10 раз*. Неудивительно, что «зеленые» проекты сегодня набирают все большую популярность и на слуху уже не только у эко активистов, но и среди горожан. Об одном из таких проектов Economist.kg рассказали гендиректор ОсОО «Namba Way» Бактияр Узакбаев, а также глава и основатель компании «Грин Спарк» (Spark.kg) Искендер Сулейманов.
Ранее наше издание уже рассказывало о проекте «зеленого» такси Namba Way. Это шесть электромобилей Nissan Sylphy, которые обслуживают столичные отели. В рамках проекта развивается соответствующая инфраструктура — зарядные станции. Пока они расположены на закрытых стоянках, но в будущем их планируют сделать общедоступными. По задумке партнеров, первая партия машин должна доказать жизнеспособность электротранспорта в Кыргызстане.
Больше не роскошь
«Я уже больше десяти лет живу и работаю в Америке. Прошлой осенью во время пандемии я вернулся, чтобы удаленно работать и быть рядом с родными. С каждым днем становилось холоднее, и я видел смог, что стоял над городом. Мне казалось сюрреалистичным, что мы каждый день этим дышим. По данным Госагентства окружающей среды и экологии, 75% выбросов в атмосферу приходится на автомобили, на выхлопные газы, остальное — на ТЭЦ и частный сектор. Так как я сам в Америке езжу на электромобиле, я подумал, а почему в Кыргызстане нет такой возможности перейти на электромобили. По сути, они очень экономные – электричество у нас дешевое, они не требуют такого масштабного сервиса, как обычные машины с двигателем внутреннего сгорания», — рассказал Сулейманов. Его компания занимается не только поставкой электрокаров, но инфраструктурой, а также сервисом.
По его словам, раньше, когда речь заходила об электромобилях, то были продукты недостижимого премиум-класса — ты не можешь купить Tesla, которая стоит больше $100 тысяч. Но сейчас есть и электромобили, стоимость которых начинается от $10 тысяч. Приобрести такую машину для того же такси стало доступным.
Сулейманов отметил, что расход электроэнергии у электрокара составляет всего 15 кВт/ч на 100 километров: «Это очень экономично. У нас люди обычно смотрят на экономию, прежде чем на экологию. Но здесь выигрышный вариант в обоих случаях.
Как заказать «зеленое» такси
Гендиректор Namba Way рассказал, у компании будет отдельный тариф под электромобили в основном для отелей и корпоративных клиентов, при этом заказать «зеленое» такси могут все пользователи приложения Namba One. Он не сильно отличается от тарифов, доступных на рынке, но стоимость поездки практически всегда фиксированная и не зависит от часа пик. Клиенты даже могут заранее бронировать поездки.
По словам Узакбаева, уже добавляются различные способы оплаты, пока для пассажиров доступна оплата через счет Namba One, в скором времени появится возможность расплачиваться банковскими картами.
«Мы не новички на рынке, у нас достаточно хороший опыт по управлению, распределению машин. У нас с нашим партнером одинаковое видение – мы хотим улучшения экологии для своего города. Шесть машин уже укомплектованы. До конца года мы планируем завезти для водителей больше электромобилей. В планах компании выход на тысячу машин в Бишкеке», — сказал он.
Узакбаев добавил, что электромобиль – один из проектов, который позволит водителям больше зарабатывать, обновлять авто, и соответственно предоставлять лучший сервис. Он также подчеркнул, что работать будут только профессиональные водители, помимо машин будут застрахованы и пассажиры.
*по данным портала AirQuality