Бизнес-ассоциации Кыргызстана обратились к президенту Садыру Жапарову с призывом приостановить продвижение нового Налогового кодекса и отправить его на доработку. Под открытым обращением подписалось 23 организации. Об этом сообщил Международный деловой совет (МДС).
Бизнес-сообщество рассмотрело проект нового Налогового кодекса и констатировало, что предлагаемый проект не только не достигает цели в части создания благоприятных условий для бизнеса, но в отдельных случаях предусматривает увеличение налоговой нагрузки и ужесточение ответственности налогоплательщиков, увеличение полномочий налоговых органов.
Расширение полномочий налоговых органов за счет передачи функции дознания
Полномочия по налоговому администрированию и ведение уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям не могут принадлежать одному государственному органу. Это противоречит Конституции, Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы, а также указу президента «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов».
Прямая зависимость финансирования налоговых органов от собираемости налогов
Бизнес-ассоциации обеспокоены, что в случае прямой зависимости финансирования налоговых органов от собираемости налогов возрастет количество фактов необоснованного доначисления налогов добросовестным налогоплательщикам. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2018-2019 годах, когда был открыт Единый депозитный счет, часть средств которого (25-30%) распределялась между правоохранительными органами.
Полагаем, что в условиях кризиса данная мера станет еще одним фактором, негативно влияющим на развитие предпринимательства, и даст новый повод для незаконных проверок и доначислений со стороны налоговых органов.
Не предусмотрены альтернативные механизмы досудебного разрешения налоговых споров
Ранее мы обращали внимание, что рассмотрение апелляций по налоговым спорам в вышестоящем налоговом органе зачастую носит формальный и субъективный характер, без участия налогоплательщиков. В Концепции была заложена задача по разработке действенного механизма рассмотрения апелляций, однако в предлагаемом проекте Налогового кодекса осталась прежняя норма.
Норма о раскрытии банковской тайны без решения суда
Мы считаем, что данная норма противоречит банковскому законодательству в части банковской тайны, и подобная информация должна предоставляться только по решению суда. Учитывая расширение полномочий налоговых органов в части проведения проверок, запросы на предоставление информации без соответствующего решения суда могут носить массовый характер.
Существенный размер пени. Значительное увеличение размеров налоговых санкций
Эксперты, включенные в межведомственную рабочую группу, предлагали снизить размер пени за несвоевременную уплату налогового обязательства с 0.09% до 0.05%. Существующая на данный момент ставка составляет практически 33% годовых, которая был установлена в 2008 году исходя из среднерыночной ставки по кредитам и не изменялась с того времени. За это время ставки по кредитам существенно снизились, а ставка пени осталась прежней. По сути, взимание пени по такой ставке можно отнести к разряду «государственного ростовщичества».
По неофициальным данным, только в 2020 году было начислено пени на сумму порядка 850 млн сомов.
Предлагаемые в проекте Налогового кодекса размеры налоговых санкций противоречат принципу соразмерности наказания за совершенное нарушение.
Внедрение обратного НДС и НДС на электронные услуги
Вопрос введения НДС на услуги нерезидентов не обсуждался с представителями и экспертами бизнес-сообщества. Теоретически данный НДС уплачивается местной компанией — налоговым агентом и должен относиться в зачет, т.е. фактического поступления средств в бюджет не ожидается. Однако такой порядок предусматривается только для плательщиков НДС, т.е. для крупного бизнеса. У малого и среднего бизнеса не будет возможности взять данный НДС в зачет и, соответственно, это станет дополнительной нагрузкой.
Кроме того, имеются риски начисления налогов для агентов и маркетплейсов на всю сумму стоимости товаров и услуг поставщиков, хотя фактически они не являются собственниками товаров и их налогооблагаемой выручкой является комиссия за организацию процесса электронной торговли.
Механизм обратного НДС уже применялся в Кыргызстане до 2008 года и был отменен из-за сложностей его администрирования и отсутствия реальных бюджетных доходов.
Альтернативный режим налогообложения субъектов малого бизнеса
В целом, бизнес-ассоциации поддерживают идею введения упрощенного налога для малого бизнеса. Однако в ходе обсуждения ставок единого налога не были приведены экономические расчеты, в частности, почему для субъектов общественного питания ставка установлена в размере 8%, а для швейного производства — 1%. Подобная практика противоречит принципу справедливости налогообложения.
Для малых предпринимателей/компаний с оборотом до 8 млн сомов с низкой маржинальностью введение подобного налога может привести к существенному увеличению налоговой нагрузки. При этом у них не будет возможности оплачивать налог на прибыль (как сейчас) без уплаты НДС.
Вопросы по налогу с продаж для застройщиков жилья и повышение ставок при безналичных расчетах
Проектом предлагается ставку налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, установить в размере 0%, но только до 1 января 2023 года. Бизнес-сообщество считает, что это противоречит Национальной стратегии развития страны на 2018-2040 годы и может дать эффект роста теневой экономики.
Ставка налога с продаж для застройщиков жилья установлена в размере 4%. При этом проектом не предусмотрено определение, кто является застройщиком жилья — заказчик, подрядчик или оба. Наряду с отменой налогового контракта, данная норма приведет к тому, что стоимость жилья повысится как минимум на 10%, а с учетом невозможности зачета НДС на приобретенные стройматериалы стоимость может повыситься на 20% и более.
Дуальная ответственность арендодателя
Возложение на арендодателя обязанности требовать применения ККМ арендаторами противоречит принципам справедливости и индивидуальной ответственности за нарушения, установленным статьей 6 Кодекса о нарушениях, так как арендодатель не вправе контролировать исполнение требований закона арендатором и (или) тем более нести ответственность за его действия (бездействия).
Заключение
Ожидания бизнес-сообщества в части серьезного реформирования налоговой системы, реальных мер по упрощению налогового администрирования и оптимизации налогового контроля, введению реальных мер по защите интересов добросовестных налогоплательщиков не нашли отражения в предлагаемом проекте.
Учитывая, что вышеуказанные опасения являются лишь частью возможных рисков для бизнеса в новом проекте Налогового кодекса, призываем приостановить его продвижение и отправить на доработку в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами в соответствующие для такого серьезного документа сроки.
Организации, подписавшиеся под обращением
- Международный деловой совет
- Национальный альянс бизнес ассоциаций
- Бизнес-ассоциация JIA
- Ассоциация малых ГЭС
- Ассоциация электронной коммерции
- Ассоциация таможенных брокеров КР
- Ассоциация «Евразийский Бизнес Клуб»
- Ассоциация «Возобновляемые источники энергии КР»
- Ассоциация HoReCa Club
- Ассоциации банкетных ресторанов и ивенторов
- Ассоциация экономических операторов
- Ассоциация туризма Шелкового пути Кыргызстана
- Ассоциация производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции
- Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов)
- Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана
- Ассоциация предприятий общественного питания
- Кыргызско-Российский деловой совет
- Молочное объединение Кыргызстана
- Союз банков Кыргызстана
- Союз ювелиров и предпринимателей КР
- Союз строителей Кыргызстана
- Союз предпринимателей Жайылского района и города Кара-Балта
- Союз предпринимателей МСБ г. Токмок