Как привлечь инвестиции на открытие частного детсада. История бывшего кардиолога

Проблема доступа к дошкольному образованию в Кыргызстане до сих пор актуальна. По данным Минобразования, на 2020 год в стране работает всего 132 частных детских сада. Одним из них является первый частный детский сад в Кадамжае, который открыл выпускник бизнес-акселератора Accelerate Prosperity и бывший кардиолог Нурбек Пазылов.
В интервью он рассказал о своем опыте открытия первого в городе частного дошкольного учреждения совместно с женой, о своей бывшей карьере врача, а также привлечения инвестиций в этом сегменте дошкольного образования.
— Немного информации об учреждении, чем Вы занимаетесь? С чего начался ваш бизнес?
— Мы с женой открыли детский сад в 2018 году, который стал первым частным детским садом в городе Кадамжай. Мы занимаемся воспитанием и образованием детей от 2-х до 7-ми лет. Обучаем детей по программе М.Монтессори.
Свою деятельность мы начали с открытия образовательных курсов, когда переехали с Бишкека в Кадамжай. В эти курсы, как и сейчас, входили занятия по ментальной арифметике, английскому языку и дзюдо.
Мы начинали развивать свой бизнес в апреле 2017 года. Заходя в разные школы, рассказывали о наших курсах, активно рекламировали их на разных платформах. И уже к 2018 году, быстро начало увеличиваться количество учеников. Параллельно мы открыли два филиала в Баткенской области: в городе Айдаркен и в населенном пункте Торговый.
Так как в Кадамжае, дети уже не вмещались в классы, мы решили переехать в другой офис. Наш новый офис находился в трехэтажном здании бывшего общежития. Мы разместились на первом этаже.
Потом мы узнали, что второй и третий этажи тоже были свободны, и у нас появилась идея использовать это пространство. Здание было в центре города, со своей огороженной территорией и парковкой, поэтому нам показалось, что открыть здесь детский сад будет хорошей идеей. Мы предложили хозяину здания дать нам в аренду помещение, и услышав одобрение, начали работу над первым частным детским садом в Кадамжае.


— Вы сказали, что переехали с Бишкека в Кадамжай. То есть у Вас уже был опыт ведения бизнеса в Бишкеке, на момент переезда? Почему вы решили уехать со столицы?
— Я сам родился и вырос в городе Кадамжай. Мы жили в Бишкеке, потому что я учился в медицинской академии на кардиолога, а жена на бухгалтера. В студенческое время, мы с женой параллельно работали во многих местах. Целью было набраться опыта, ведь мы мечтали открыть свой бизнес.
Правда долгое время мы не могли определиться со сферой. В тот момент мы узнали, что наш друг хочет открыть детский сад и готов материально вложиться в него. Тогда мы предложили ему партнерство, взяв на себя реализацию бизнеса. Поэтому основной опыт был от туда.
После окончания моей учебы, мы переехали в Кадамжай, чтобы быть ближе к нашим родителям. Первое время я работал в больнице кардиологом, но я не забывал о нашей совместной с женой уже цели — иметь свой бизнес, поэтому параллельно занимался вместе с ней образовательными курсами.
Нам очень повезло с тем, что в нашем распоряжении оказалось это трехэтажное здание, к тому же хозяин этого здания даже не стал брать у нас аренду за первые полгода, дав нам шанс раскачаться.
Первоначальный капитал был небольшой. Мы взяли деньги в долг у родителей, а также использовали заработанные деньги от образовательного центра и вложились в небольшой ремонт. Вкладывались в детский сад постепенно, сначала мы оборудовали только первую группу, потом вторую, третью и так далее.
Первое время никто не верил, что можно найти клиентов за 6 000 сомов по всей Баткенской области, так как это казалось высокой ценой, которой даже в Оше не было. Но мы не могли сделать дешевле, чтобы не уйти в минус. Тогда мы очень рисковали, но решили одно: или наш детский сад работает за 6 000 сомов в месяц, чтобы мы закрывали расходы, или мы не занимаемся этим бизнесом из-за его убыточности.
В итоге мы все таки продолжили деятельность.


— С какими трудностями и в какое время вы сталкивались на пути?
— Когда мы работали в Бишкеке, было легче в коммуникациях с госучреждениями. Там налажена система, можно спрашивать, договариваться. Самое сложное в столице было находить клиентов, так как там большая конкуренция.
В Кадамжае было трудно что-то выпросить у госучреждений. Объяснить что-либо чиновникам, так как у них не было опыта в работе с частным сектором. Были сложности в понимании каких-либо документов, подписей, печатей. И нам приходилось подключать знакомых, чтобы донести, что именно нам нужно.
— Немного о вашей личной жизни. У Вас 5 детей и развивающийся бизнес. Как вы со всем справляетесь?
— Да, детей у нас много. Старший уже учится в школе, остальные ходят в детский сад. Мы с женой успешно работаем вместе. В нашем обществе мужчины часто боятся начинать бизнес совместно с супругой, поскольку боятся, что это отразится на личных и семейных взаимоотношениях. Вы прислушиваетесь к советам друг друга, обсуждаете идеи и вы вместе, в партнерстве, улучшаете ваш бизнес. Самым сложным было то, что мы редко качественно проводили время с детьми из-за большого объема работы.
— Жалеете ли Вы о том, что бросили карьеру кардиолога?
— Я стараюсь никогда не жалеть о том, что сделал в своей жизни. Я 9 лет отучился в медакадемии, но знания, полученные за эти года, бесценны. Они помогают мне по сей день в разных сферах жизни.
Я получаю удовольствие от работы. Особенно, когда вижу родителей наших учеников. Когда к нам приходят дети из сел, обучаются, родители видят этот прогресс, гордятся детьми, и у тех и других загораются глаза. Для каждого родителя, лишенного возможности учиться и развиваться, важно, чтобы его ребенок получил самое лучшее образование, развитие.
— Расскажите о вашей компании на данный момент. Какую проблему вы решаете своей деятельностью?
— Мы решаем социальную проблему нехватки детских садов, повышаем качество дошкольного образования,создаем рабочие места. Мы работаем 6 дней в неделю, что очень удобно нашим работающим родителям.
На данный момент в детском саду у нас числится 17 сотрудников. Наша команда состоит в основном из женщин. С момента открытия нашего детского сада среди детей-выпускников в школу поступили около 60 детей и все они показали очень хороший результат, и поступили без проблем.
— Как вы узнали об Accelerate Prosperity? В чем Вы нуждались на тот момент?
— Вообще об АР мы узнали в 2017 году, на Бишкекском инвестиционном форуме (БИФ). Тогда мы начали следить за деятельностью Accelerate Prosperity.
Про программу же мы узнали в социальных сетях и решили подать. Мы подали на данную акселерацию, потому что у нас не хватало опыта и знаний в управлении персоналом, мы не знали о должностных инструкциях, и что отсутствие их снижает конфликтность в коллективе.
И в целом, мне не хватало знаний и опыта в сфере управления.
— Что у вас, вашего бизнеса изменилось после прохождения акселерации?
— После прохождения акселерации наша система управления стала более ясной. Я начал анализировать ошибки и стараться их больше не допускать. Когда возникала проблема, мы решали ее, но краткосрочно, и через некоторое время эта проблема опять появлялась. И я понял, в чем была проблема и как ее можно решать долгосрочно.
Также, я заметил, что коллективу стало работать легче, так как мы расписали должностные инструкции и распределили ответственность и обязанности каждого сотрудника.
Например, у нас была проблема с няньками. После завтрака они обычно уходят мыть посуду, а воспитатели остаются с детьми. Но оказывается им сложно самим справляться с таким количеством малышей без помощи нянек. Мы наладили рабочую коммуникацию между ними и теперь роли распределены верно и эффективно, чтобы каждый ребенок был под присмотром.
— На что собираетесь потратить полученные инвестиции? Был ли у вас ранее опыт получения гранта?
— Мы проходили Business Camp, затем курс мини MBA, организованный ОБСЕ совместно с ЖИА. Инвестиции два раза у ОБСЕ брали для образовательного центра и детского сада, в АР третья наша акселерация.
Полученные инвестиции потратим на открытие нового филиала детского сада, потом частную школу. Сейчас мы ведем переговоры с САПАТ, чтобы использовать их программу обучения. Это все будет размещено по Баткенской области, мы уже знаем даже районы.
— Каких личных и профессиональных результатов вы смогли добиться по итогам трекшна? Ваши впечатления от участия в бизнес-акселераторе?
— По итогам трекшена, мы открыли новый продукт — детский сад на полдня. В таком формате, временное пребывание детей меньше и цена дешевле.
Также мы создали дополнительно 4 новых рабочих места, увеличили доход до 120 тысяч сомов, увеличили количество клиентов на 30 человек и заключили В2В контракт почти на 90 тысяч сомов. А сейчас мы работаем над стандартизацией и автоматизацией процессов.
В ходе программы мы посмотрели на свой бизнес с точки зрения инвестиций, сделали анализ деятельности, выявили слабые точки и исправили их. Научились пользоваться новыми инструментами в бизнесе.
Также мы провели опрос среди родителей, и узнали что к нам приходят больше из-за образования, теперь мы знаем, что будем больше фокусироваться именно на эту часть.
Участие в программе дала нам очень сильный толчок в развитии, мы познакомились и обменялись опытом со многими бизнесменами в нашей сфере. Получили знания и опыт ведущих специалистов. Мы всегда ищем пути развития и оптимизации процессов, поэтому акселерационная программа АР была нам очень полезна.
Кстати, акселерацию проходил не только я, но и некоторые сотрудники. В тот момент моя жена улетела в Германию для прохождения практики по менеджменту и пока работает с нами дистанционно.
— Получаете ли вы поддержку от местного населения, от органов самоуправления?
— Сейчас уже после нескольких лет работы, нам РАЙОНО помогает, а мы проводим занятия для сотрудников государственных садов. Сейчас у нас уже хорошие отношения, после нас открылись еще два частных сада, люди поняли что можно добиться хорошего качества и что мы можем вместе работать.
Accelerate Prosperity является инициативой Организации Ага Хана по развитию (АКДН) и рамках проекта «Местное преобразование» софинансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и Фондом Ага Хана. Проект направлен на рост инклюзивного экономического роста, наращивание местного потенциала для решения проблем развития и укрепления социальной сплоченности для стабильности и процветания в регионе.