Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Образовательные центры на юге: как мы нашли свою нишу в бизнесе

Образовательные центры на юге: как мы нашли свою нишу в бизнесе

Дошкольные образовательные центры – популярное бизнес-направление, в котором кыргызстанцы могут найти свободные и прибыльные ниши. Выпускник бизнес-акселератора Accelerate Prosperity Кубанычбек Карашев верит, что, вкладываясь в дошкольное образование, мы вкладываемся в будущий экономический рост и процветание общества.

В своем интервью он рассказал об уникальной программе для учителей, разработанной специалистом из Нидерландов, своем опыте ведения бизнеса в данном сегменте, а также о том, как дошкольные образовательные организации могут получить инвестиции.
— Расскажите о своем учреждении, какую проблему вы решаете своей деятельностью?

— Наше учреждение является образовательным центром и называется «Жаннат Билим». Оно специализируется на обучении английскому языку и повышении квалификации учителей английского языка. Своей деятельностью мы хотим решить проблему качественного преподавания английского языка в сегменте от 5 до 12 лет.

— Почему Вас заинтересовала именно эта проблема? С чего все началось?

— Историю нашего бизнеса можно отнести еще к 2008 году. Мы тогда жили в Джалал-Абаде и работали в молодежном проекте. В то время мы заметили, что уровень образования в регионах намного ниже, чем в Бишкеке. И решили запустить образовательный проект для джалал-абадской молодежи. Набор стандартный – английский, русский, компьютерная грамотность.

Старт был хороший, студентов достаточно, но в 2010 году проект был закрыт, и мы были вынуждены переехать в Ош уже совсем по другому проекту. Но даже там, мы увидели, как мало качественного предложения в секторе дополнительного образования для детей и молодежи.

Курсов английского языка для детей начальной школы мы в принципе не нашли. И Чинара, моя жена, решила открыть свой маленький центр в бывшем доме пионеров, где проводились дополнительные кружки, в основном эстетического направления. Благо у нас остались учебники еще с джалал-абадского проекта. И ребята пришли.

— С какими проблемами вы столкнулись при реализации центра?

Поскольку Чинара не могла работать с утра до вечера, нам пришлось искать других учителей английского. Но многие не справлялись, поскольку единого учебного плана и подготовки не было, были просто учебники: бери и учи как знаешь. Все зависело от индивидуального опыта и мастерства. Приходилось со многими расставаться.

Но в 2014 году все изменилось. Мы познакомились с преподавательницей из Нидерландов, которая на тот момент искала возможности работать в Оше. Она ввела совершенно новую программу, основанную на Оксфордском учебнике, написала учебный план, и, самое главное, план подготовки учителя, другими словами — тренинг. То есть мы уже сами могли готовить учителей, которые на качественном уровне преподавали. Конечно, не все сразу стало прекрасно.

Первая проблема – уровень английского у учителей. Даже для того, чтобы заниматься с третьеклассниками, нужен уровень минимум B1. Мы были в шоке, когда увидели, как мало действующих учителей в Оше имеют хотя бы этот уровень.

Алида Бусенкул — преподавательница из Нидерландов с учениками

Вторая проблема – текучка. Учителя английского языка – это, чаще всего, молодые женщины. Не нужно говорить, насколько быстро могут меняться жизненные обстоятельства у нее, особенно в нашем консервативном южном обществе. Можно с большой долей уверенности сказать, что жизнь девушки в семье, неважно своей или мужа, не принадлежит ей.

Третья проблема – помещение. Со временем мы перестали помещаться в один кабинет и перебрали много вариантов за весь период нашего существования.

— Пройдя такой путь за все 13 лет, наверняка вы уже можете чем-то гордиться?

— В целом, можно сказать, что мы начали с самого нуля и сегодня являемся одним из знаковых учебных центров в городе не по потому что у нас больше всех клиентов или лучшие материальные ресурсы. Мы делаем упор на качество преподавания, возможно, как никто больше. Именно поэтому нам трудно масштабироваться, ведь добрать и подготовить для этого нужные кадры – задача не из легких в сегодняшних ошских реалиях.

Еще мы единственные в городе, кто серьезно занимается повышением квалификации учителей английского языка. С помощью Алиды Бусенкул (та самая голландка) мы разработали полный цикл тренингов преподавания английского с нуля до полноценного учителя, равноценный, а то и превосходящий стандарт CELTA.

На сегодняшний день мы имеем 2 филиала. У нас работают 15 сотрудников, и обучается около 200 учеников.

Кубанычбек Карашев
— Как вы узнали об Accelerate Prosperity? Каких результатов вы смогли добиться в ходе прохождения акселерации в AP?

— Об AP мы узнали во время конференции «Курак» в Оше. Мы тогда только открыли дошкольное направление и нуждались в помощи для его развития. И на акселерацию мы ходили вместе с супругой. В ходе и после прохождения AP, мы смогли разработать новые услуги (учитель на аутсорс) и продать их. Смогли взглянуть на наш бизнес со стороны инвестора, это очень интересный опыт. Внедрили инструменты автоматизации, пересмотрели подход к маркетингу. Поменяли СММ-специалиста и утвердили новую должность – специалист по продажам.

Наши впечатления от участия в программе очень хорошие. Прекрасные сессии с ведущими специалистами нашей страны и не только. Многое для нас было совсем новым и интересным.

— Какие у вас дальнейшие планы? На что собираетесь потратить полученные инвестиции?

— Дальнейшие планы заключаются в приобретении собственного помещения и оборудования, на что и хотим потратить полученные инвестиции, чтобы не зависеть от арендодателей и спокойно заниматься развитием.

Хотелось бы пожелать всем, кто будет подаваться на акселерацию: заниматься тем, что нравится, что считаешь правильным и полезным для развития нашего региона, а не тем, что является трендом и приносящим сиюминутную выгоду.

А также понимать, что реальные достижения можно только заработать, а не получить с помощью везения, таланта или связи. И, конечно, нужно помнить, что жизнь проходит очень быстро и то, как мы проводим время сейчас, напрямую отражается на завтрашнем дне. Если трудимся – будет результат. Если празднуем – результата не будет.


Accelerate Prosperity является инициативой Организации Ага Хана по развитию (АКДН) и софинансируется Агентством США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Местное преобразование».

Проект USAID и Ага Хана «Местное преобразование» нацелен на поиск новых, инновационных решений сложных проблем на низовом уровне среди уязвимых сообществ в разных секторах и в масштабе нескольких стран.

Ad coverAd cover