Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

От арт-курсов на остановке до инклюзивного образовательного центра. Сильная история Айгул Джаратовой

От арт-курсов на остановке до инклюзивного образовательного центра. Сильная история Айгул Джаратовой

Айгул Джаратова — одна из тех неунывающих и стойких женщин, для которых предпринимательство тесно связано с помощью людям. Она возглавляет образовательный центр «СЭФАН», предоставляющий инклюзивное обучение для ЛОВЗ и различные арт-курсы в Джалал-Абаде.

Во время июньских событий 2010 года Айгул начала проводить уроки для детей на автобусной остановке – чтобы избавить их от чувства страха, а в этом году прошла программу акселерации Accelerate Prosperity ASIA и добилась больших результатов, как для своего образовательного центра, так и для всего местного сообщества.

Об открытии центра, трудностях, достижениях и дальнейших планах Айгул рассказала Economist.kg.
Расскажите о вашем центре, когда и где он открылся?

Я открыла наш образовательный центр «Сэфан» в Джалал-Абаде во времена июньских событий в 2010 году. Первоначально это была автобусная остановка, где мы собрали детей, решив, что это будет более безопасное место для них.

Эта остановка выглядела как помещение, там внутри был маленький цех. Мы собрали детей, чтобы просто отвлечь их от чувства страха и избежать перестрелок. Это был ужасный период. Улицы опустели и остались несколько семей, в общем около 15 детей.

Вот так мы начали проводить уроки. А в этом году нашему образовательному центру будет 11 лет.

Нас часто посещали иностранные волонтеры. Кто-то был из международных организаций. Они подарили нам ноутбук, поделились эффективными методиками с применением арт-терапии: музыкой, танцами. Эти советы помогли нам улучшить образование. И я была рада, что у нас появились такие друзья.

Я стала работать не только как репетитор, но и с иностранными волонтерами, которые приехали в Джалал-Абад и тоже искали центры, которые работали бы летом, а таких немного. Волонтеры из «Свет любви» помогали нам, увидев активное посещение детьми наших занятий.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться на пути?

Во время июньских событий мой дом сгорел полностью. Я какое-то время вела занятия в юрте. А что делать? Ведь это то, чем я живу. Я этим дышу. Учу детей, радуюсь их успехам.

И вот так в 2012 году на 41-ом году жизни я оказалась без крышей над головой. Но зато у меня появилось много иностранных друзей, кто меня поддержал. Несмотря на то, что я осталась на улице, работа в моем учебном центре вытащила меня из того кризиса.
Что вас сподвигло заняться инклюзивным образованием? Как часто к вам обращаются родители детей с особыми потребностями в Джалал-Абаде?

Дружба с другими людьми и любовь к рисованию привели меня к тому, чем я сейчас занимаюсь. Однажды я подарила портреты своим иностранным друзьям. Они им так понравились, что мне стали заказывать картины, подарили краски.

Затем я забросила это хобби, занявшись обучением. И тут приехала семья американских художников, поделилась секретами, как работать с детьми. Мне было это очень интересно. Уже тогда они практиковали онлайн-обучение. Эти знания тоже пригодились.

Я почти каждый день встречаю родителей детей с особыми потребностями. Они у нас обучаются вместе со всеми детьми на уроках по арт-терапии.
Чего по вашему мнению сейчас не хватает для обеспечения полноценного инклюзивного образования в регионах?

Конечно же кадров. Их надо еще готовить, обучать. Те, кого я обучаю, часто улетают за границу работать. Я, конечно, за них рада. Но очень мало желающих преподавать.

Для меня честь быть учителем и наставником. Один хороший учитель может позитивно повлиять на целое поколение, а один плохой учитель может его испортить.
Почему вы решили податься на программу акселерации и каких результатов у вас появились после прохождения акселерации?

Я подала заявку, потому что хотела построить здесь новый образовательный центр.

Проблемы были по распределению ресурсов. Были проблемы с кадрами. До участия в программе нас в команде было уже 7 человек. Это были учителя и иностранные волонтеры. Слава Богу, что у нас есть такие программы, когда надо не просто прийти и записаться, а был произведен качественный отбор.

Мне было интересно пройдем ли мы, ведь мы же не предприниматели, не производственники. И было очень приятно, что я оказалась наряду с опытными предпринимателями, с другими серьезными образовательными учреждениями, которые финансово более состоятельные.

Это обучение мне очень помогло. На первой нашей встрече мы посчитали сколько детей у нас было. Их было всего 15. Обычно каждое лето к нам приходили 35-40 детей. А в течении года уже снижалось и оставалось по 15-20. Во время прохождения акселерации и консультаций от трекеров мы установили рекорд — увеличили количество детей в центре до 85!

Я очень рада, что то мое время не было потрачено зря. После акселерации я очень сильно поменяла свое мышление. Правда, было сложно, конечно, но все равно изменилось видение и отношение к этой работе. Потому что раньше это было для меня как хобби, приносящее доход. Обычно интенсивная работа приходилась на каникулы, но в этом году благодаря новому подходу мы были заняты и в зимний период.

Вот сегодня вручила сертификат девочке, которая сделала большие успехи в английском. Я благодарна за это «Экселерейт просперити» и проекту AP Asia. Благодаря такому процессу обучения, общению с трекерами на персональных сессиях, все пошло в другое русло.

И хочу сказать, что я бы порекомендовала всем, кто пройдет отбор в акселерации AP серьезнее отнестись к обучению, так как мы совмещали работу и обучение. А это было непросто физически, после работы бежать на уроки, после занятий на сессии. Но спасибо за такие проекты с отличной программой.
Какие у вас дальнейшие планы?

Скоро мы открываем новый филиал в селе Комсомол в Жергитальском районе. Это в пригороде Джалал-Абада. Решили открыть там, ведь не все дети могут приезжать сюда.

В айыл окмоту сняли копии всех моих лицензий, дали нам помещение бесплатно, без арендной платы. А в пиаре помогает другая участница акселерации, Динара. Раскручивает организатор Динара, тоже участница АР.

Мы бы хотели продолжить раскручиваться в республиканском масштабе в плане инклюзивного обучения. Потому что у нас есть дети с ограничениями физического и умственного здоровья, и им тоже нужна подготовка к школе, общение на русском языке и английский язык.

Вчера у нас была встреча с учителями сельских школ. Мы планировали открыть материнскую школу, чтобы общаться на тему здоровья детей, проводить женсоветы, обсуждать также женское здоровье, психологию общения с детьми.

Хотите еще что-то добавить?

Работа над собой — это постоянный процесс. И было здорово менять окружение. Я была рада оказаться в той среде, которую создали «Экселерейт Просперити», в творческой атмосфере.

Благодарна себе, что не сдалась в нужный момент, не потеряла надежду. Потому что многие предприниматели на своем пути часто сдаются и сходят с дистанции.

Сфера детского образования — это очень интересная сфера. Мне бы хотелось поделиться своими знаниями, которые я получила от иностранных коллег, а также от команды АР. Я бы хотела, чтобы нынешние учителя не работали только по старой методике, а учились и применяли что-то новое, преподавали по инновационным методикам.

Мне в свое время было сложно, но я была на творческом подъеме и старалась изо всех сил. Сейчас нам не хватает оборудования. У нас есть лицензия на проведение компьютерных курсов, есть кадры, но нет компьютеров. Сейчас мы можем расширять сферу услуг. Самое главное, у нас имеются разрешительные документы и новые ценные знания.


Данный бизнес-акселератор был реализован в рамках проекта Accelerate Prosperity ASIA, финансируемый Европейским союзом и Фондом Ага Хана. Проект направлен на развитие предпринимательства и повышение экономического благосостояния сельского населения Кыргызстана.

Ad coverAd cover