Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Много тренингов и успехи Air Manas — авиацию выводят из кризиса по Жээнбековскому плану. ОБЗОР

Много тренингов и успехи Air Manas — авиацию выводят из кризиса по Жээнбековскому плану. ОБЗОР

В прошлом году, по мнению Минтранса, сделано очень многое для того, чтобы вывести гражданскую авиацию Кыргызстана из более, чем десятилетнего кризиса. При поддержке Международной организации гражданской авиации (ИКАО) чиновники решали проблемы в двух основных направлениях – наведение порядка в законодательстве и усиление кадров в Агентстве по гражданской авиации. Параллельно этому значительные усилия для получения международного признания прилагала авиакомпания Air Manas.

Начатая работа дала свои положительные результаты, которые Минтранс расписал в отчете о предпринимаемых мерах авиационных властей Кыргызстана по выходу из «черного списка» Европейского союза. Финансовое издательство Economist.kg приводит главные моменты из этого отчета.

Кризис

Точкой отсчета кризиса в авиации можно считать включение в 2006 году авиакомпаний Кыргызстана в «черной список» Евросоюза. Это означало полный запрет на полеты местных авиаперевозчиков в страны ЕС и в целом хорошо характеризовало набор проблем, имеющихся в авиации КР.

Основной причиной включение в «черный список» стали слабые возможности  у государственных органов по осуществлению своих надзорных функций в отрасли. То есть, фактически главным виновником было правительство, а не бизнес.

Чиновники не выполняли, или выполняли не в полной мере, множество своих функций. Это привело к несовершенству воздушного законодательства, слабой подготовке инспекторского состава, недостаточному количеству инспекторского состава по сравнению с количеством самолетов и авиакомпаний, низкой заработной плате и связанной с этим большой текучести кадров.

За авиакомпаниями была вина в наличии очень старого авиапарка, который также требовал повышенного внимания инспекторов.

Жээнбековский план

Главным документом по выводу авиакомпаний из «черного списка» Евросоюза в Минтрансе считают принятый в августе 2017 года правительством Пошаговый план мероприятий. Подписал его на тот момент премьер-министр, а ныне президент Сооронбай Жээнбеков.

В данном плане заложили две основные задачи:

–  Усиление поддержки деятельности органа гражданской авиации через предоставление дополнительных людских и финансовых ресурсов.

– Увеличение штатной численности, разработка новой организационной структуры управления и повышение заработной платы персонала органа гражданской авиации в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО.

Выполненные задачи

Главное, что сделали власти – это решили вопрос увеличения финансирования Агентства гражданской авиации (АГА).

Уже в следующем месяце после подписания Пошагового плана – в сентябре 2017-го – были увеличены зарплаты инспекторов в два раза, административных работников – в полтора раза.

После этого в КР начали приглашать международных экспертов для проведения семинаров для инспекторов АГА и специалистов отрасли.

При содействии ИКАО, в мае-июне 2018 года в Бишкек проведена стажировка инспекторов АГА в аспекте сертификации авиакомпаний и технических организаций.

Эксперты ИКАО также рекомендовали модернизировать Авиационные правила КР, руководства, положения, инструкции и справочники, также дали рекомендации по тематике тренингов для инспекторов АГА.

В ноябре-декабре 2018 года в Кыргызстане был эксперт ИКАО Питер Бадд. Он провел семинары для инспекторов АГА в аспекте выдачи свидетельств авиационному персоналу, аэродромов и аэронавигации, летной эксплуатации и летной годности.

Усиление кадров и исполнение всех рекомендаций было необходимо для удовлетворительного прохождения последующего аудита ИКАО и дальнейшего вывода авиаперевозчиков из «черного списка».

Достижения Air Manas

Отдельно в Минтрансе отметили усилия в 2018 году авиакомпании Air Manas, которая стала обладателем сертификата IOSA, подтверждающего соответствие самым строгим мировым стандартам безопасности.

Сертификат IOSA — эксплуатационный аудит безопасности полетов Международной ассоциация воздушного транспорта (IATA), применяемый в отношении авиакомпаний.

Это жесткая проверка авиакомпаний на соответствие международным стандартам безопасности. Получение сертификата означает международное признание авиакомпании и является гарантом обеспечения безопасности во всех сферах деятельности перевозчика.

Air Manas на данный момент является первой и единственной отечественной авиакомпанией, чья безопасность была подтверждена столь авторитетным источником. В настоящее время в реестр IOSA включены 423 авиакомпании по всему миру.

Помимо вышеуказанного, признание авиаперевозчика на международном уровне значительно упрощает интеграцию с другими авиакомпаниями и авиационными структурами. Появляется возможность заключать кодшеринг  и интерлайн-соглашения (совместная коммерческая эксплуатация авиарейса) почти со всеми авиакомпаниями мира.

Для пассажиров это означают удобные стыковки между рейсами, отсутствие необходимости забирать багаж в пункте пересадки, даже если рейсы выполняются разными авиакомпаниями, а опоздание на промежуточный рейс не будет грозить потерей всего билета.

Кроме того, сертификат IOSA означает доступный лизинг для авиакомпаний, а это в свою очередь влияет на увеличение парка самолетов, возможность его пополнения самыми современными воздушными судами. Расширение географии полетов и увеличение частоты рейсов – логическое продолжение таких изменений.

Ad coverAd cover