Тренды логистики: как менялся рынок автоперевозок в СНГ в 2024 году

Международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU» представила отчет о состоянии автомобильных грузоперевозок в 2024 году, отражающий динамику цен, объемов перевозок и основные тенденции в России и странах СНГ.
Рост автоперевозок и влияние санкций
По словам основателя биржи Святослава Вильде, внутренний рынок логистики в России стабилизировался, однако международные перевозки остаются нестабильными из-за санкционных ограничений и проблем с платежами. Тем не менее, спрос на перевозки между странами СНГ значительно вырос.
Основные показатели рынка в 2024 году:
- 2.024 млрд тонн – общий объем грузоперевозок автотранспортом;
- 28% – доля коммерческих автоперевозок в общем объеме логистики;
- +6% – рост внутренних перевозок;
- +36% – увеличение импортных перевозок;
- +45% – рост экспортных перевозок.
Наибольший рост грузопотоков зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе и на китайском направлении. Увеличение товарооборота наблюдается в странах СНГ, которые стали ключевыми партнерами России.
Тренды в отдельных странах
Беларусь: Продолжает увеличивать импорт (+69%) с активным ростом поставок из Китая и Казахстана, при этом основным партнером остается РФ. Ставки на внутренние перевозки оставались стабильными, однако на внешнюю торговлю влияют санкционные ограничения.
Казахстан: Продемонстрировал высокий рост экспорта, особенно в направлении Европы. Из-за нехватки железнодорожных мощностей РЖД увеличился спрос на автомобильные перевозки. Внутренний рынок логистики также показывает стабильный рост, что обусловлено развитием промышленности и логистики. Среднее изменение ставок за год оказалось незначительным, но на некоторых маршрутах (Чехия, Германия, Азербайджан, Турция) тарифы выросли в разы.
Кыргызстан: Рынок стабилизировался после бурного роста в 2023 году, что связано с проблемами с платежами у ключевых партнеров, в частности, в России. В то же время усилилось сотрудничество с Беларусью и странами ЕС. Выросли ставки на экспорт (+36%). Однако на отдельных направлениях (Польша, Китай) тарифы увеличились в 2-3 раза.
Узбекистан: Экспортные перевозки продолжают расти, в то время как импорт стагнирует. Основные партнеры – Россия, Казахстан и Беларусь. Существенным фактором, влияющим на рынок, остаются сложности с международными платежами, особенно в расчетах с российскими компаниями. В то же время возросли объемы торговли с Китаем и странами Центральной Азии.
Армения: Наблюдалось восстановление рынка после стабилизации ситуации в регионе. Основные торговые направления – Россия, Беларусь, также рост показывают Франция, Нидерланды и Казахстан. Внешнеторговые тарифы в среднем снизились, но остаются зависимыми от сезонных факторов из-за зависимости от Военно-Грузинской дороги, требующей модернизации.
Экспертное мнение
«Аналитика рынка — это кладезь идей, помогающих вдумчиво развивать бизнес и грамотно распределять ресурсы компаниям из любой отрасли. Для рынка грузоперевозок, не отличающимся стабильностью и предсказуемостью, знание трендов становится необходимым условиям для сохранения маржинальности бизнеса. Именно поэтому мы активно развиваем аналитические сервисы внутри нашей экосистемы и делимся с рынком ценными выводами, сделанными на основе огромного количества актуальных данных», — комментирует Святослав Вильде, основатель и директор международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Более подробно с отчетом о состоянии автомобильных грузоперевозок в 2024 году можно ознакомиться ниже.