«Важно, чтобы наши предпринимательницы знали свои права» – Сергей Пономарев

«Важно, чтобы наши предпринимательницы знали свои права» – Сергей Пономарев

Сергей Пономарев почти три десятилетия работает в сфере предпринимательства, из них 20 лет – в области защиты прав бизнеса. Мы поговорили с экспертом о том, как в Кыргызстане развивается женское предпринимательство, насколько хорошо женщины знают свои права и какие ниши для бизнеса еще свободны.

Женское предпринимательство начало формироваться в лихие 90-е, когда некоторые мужчины, потеряв работу и уверенность в завтрашнем дне, растерялись, а женщины взяли ответственность за семью на себя и занялись челночной торговлей, вспоминает эксперт. Не случайно на рынке «Дордой» установлена скульптура «Труженики-челноки», которая представляет собой фигуры мужчины и двух женщин.

«Такое соотношение было в малом бизнесе в первые годы суверенитета. Возможно, и сегодня ситуация схожая. Рыночная экономика тех лет стала прекрасной школой. Многие кыргызстанки, заработав первоначальный капитал на рынке, вложили деньги в ресторанный, туристический, швейный бизнес. Например, в легкой промышленности в основном заняты женщины, а всего в этой отрасли в нашей стране работает около 200 тыс. человек. Женщины также представлены в банковском секторе и в сфере страхования», — говорит эксперт.

Рассказывая о своем опыте работы в Институте бизнес-омбудсмена, он отмечает, что руководительницы компаний, конечно, тоже обращались в независимую организацию за правовой помощью.

«В бизнесе важно помнить правило: защищайте свои инвестиции. Если вы вкладываете в дело деньги, время, силы, здоровье, но ваши инвестиции не защищены, вы можете их потерять. Поэтому важно, чтобы наши женщины знали свои права. Для этого существуют правозащитные организации, бизнес-ассоциации, куда можно вступать, чтобы погружаться в среду, нарабатывать связи, дополнительные навыки и получать полноценную правовую поддержку. Кыргызстан, к сожалению, пока не может похвастаться значительными успехами в области защиты прав бизнеса, и неважно, кто им руководит, – женщина или мужчина. Существуют стереотипы, что нам проще делать бизнес, для нас больше работает телефонное право, а патриархальная среда более благоприятна для переговоров и ведения бизнеса. Отчасти перегибы действительно есть, но со временем они полностью исчезнут, и тогда все будут обладать равными правами», — убежден Сергей Пономарев.

По его словам, открыть свое дело всегда непросто, но это не значит, что задача невыполнима. И женщины-лидеры доказывают это на деле – с каждым годом в стране появляется все больше предприятий, которые возглавляют кыргызстанки.

«В целом у нас достаточно высокие шансы для открытия бизнеса. А убеждение, что в стране ничего невозможно сделать без денег и связей, – ошибочно. Сегодня кыргызстанские предприниматели создают с нуля многомиллионные компании не только на Родине, но и за рубежом. О таких историях успеха всегда приятно слышать», — добавляет он.

На вопрос о том, в каких еще областях женщины-предприниматели могли бы себя успешно реализовывать, эксперт отмечает сферу туризма.

«Было бы здорово, если бы государство на уровне макроэкономических законов и сегментов экономики определило те сферы, которые уже переполнены, как, например, торговля. Здесь обязательно кто-то когда-то разорится. Но есть еще и свободные ниши, в первую очередь туристическое направление. Туризм – это не просто гостиница. Здесь заложена мощнейшая инфраструктура, начиная от транспортного комплекса и заканчивая обширной сферой услуг, и она, на мой взгляд, заполнена еще не на сто процентов. Но прежде чем вкладываться в любой проект, нужно определить свое уникальное торговое предложение, изучить внутреннюю и внешнюю среду и проанализировать сильные стороны конкурентов, а уже приступая к делу, главное – верить в свои силы», — подытожил Сергей Пономарев.

Менторская программа ЕБРР «Женщины в бизнесе» реализуется в партнерстве с Cherie Blair Foundation for Women при поддержке Финансовой инициативы для женщин-предпринимателей #WeFi и Правительства Швейцарии через Фонд содействия малого бизнеса ЕБРР (Италия, Япония, Люксембург, Норвегия, Южная Корея, Швеция, Швейцария, ТайванБизнес-Фонд технического сотрудничества ЕБРР и США).

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.