Ad coverAd cover
Economist logo
Власть

Путь Садыра Жапарова к посту президента Кыргызстана — как это было

Путь Садыра Жапарова к посту президента Кыргызстана — как это было

После октябрьских событий 2020 года в Кыргызстане прошло около четырех месяцев, и в стране уже действует новый президент.

В течение трех месяцев — со дня политической дестабилизации 5 октября до дня выборов 10 января — в стране происходили неоднозначные события, которые до сих пор вызывают вопросы у общественности и имеют под собой юридический аспект. В связи с этим мы собрали ряд наиболее неоднозначных фактов, оставшихся без объяснения, и представили их в хронологическом порядке. Эти события связаны с персоной Садыра Жапарова как нового главы государства.

С чего все начиналось

В ночь с 5 на 6 октября: экс-депутат Садыр Жапаров, в 2018 году приговоренный к 11.5 годам заключения в колонии усиленного режима и находившийся в заключении, освобожден демонстрантами. Он сразу же направляется на площадь, где выступает перед митингующими. У него действительно сильная поддержка большого числа сторонников. Это видно по реакции собравшихся, скандирующих его имя.

Должность главы правительства

6 октября: буквально на следующий день на внеочередном экстренном заседании депутатов парламента 6-го созыва в гостинице «Достук» Жапаров в первый раз назначен временно исполняющим обязанности премьер-министра страны. На тот момент до конца ничего не решилось. Были нарушены процессуальные нормы и законы, о чем заявили депутаты, юристы и правозащитники.

В последующие дни за кресло главы правительства развернулась борьба между двумя основными желающими занять это место — Садыром Жапаровым и Тилеком Токтогазиевым.

10 октября: депутаты вновь собираются на внеочередное заседание, но уже в госрезиденции «Ала-Арча», чтобы еще раз проголосовать за Жапарова на пост главы правительства. Парламентарии еще раз утвердили состав его правительства.

Однако позже некоторые депутаты вновь заявили о ряде нарушений регламента, отсутствии кворума и давлении, а само заседание признано несостоявшимся. Об этом заявили и юристы. Позднее экс-президент Сооронбай Жээнбеков признал назначение нелегитимным и вернул документ в парламент.

14 октября: Жапаров становится премьер-министром, на этот раз окончательно.

Вопрос остался к тому факту, что Верховный суд Кыргызстана оправдал его по обвинению в попытке насильственного захвата власти в 2012 году только 16 октября.

Жапаров становится кандидатом

14 ноября: Садыр Жапаров складывает полномочия исполняющего обязанности главы правительства и президента для участия в выборах.

Каким кандидатом был Садыр Жапаров?

В течение всего агитационного периода в средствах массовой информации появлялись отдельные новости о нарушениях, и заявления юристов и политиков. Economist.kg собрал наиболее весомые из них.

Регистрация кандидата: как заявили члены ЦИК Гульнара Джурабаева и Адилет Сатыгулов  «Жапаров пренебрег требованием конституционного Закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», по которому досрочные выборы президента назначаются или считаются назначенными не позднее 7 дней со дня подачи в отставку действующего президента, то есть не позднее 23 октября 2020 года. Таким образом, как глава правительства, исполняющий обязанности главы государства, он не вправе был баллотироваться на пост главы государства, а Центризбирком должен был отказать в регистрации его кандидатуры. Однако 14 декабря 2020 года ЦИК зарегистрировал Жапарова кандидатом.

Нужно отметить, что не только члены ЦИК выражали свою позицию относительно выдвижения Жапарова кандидатом на пост главы государства. Его решение участвовать в выборах, и регистрация вызвала недовольство среди ряда отдельных претендентов на пост главы государства.

Три кандидата: Адахан Мадумаров, Канатбек Исаев, Бектур Асанов обратились в ЦИК с заявлением, в котором они просили отказать в регистрации С. Жапарову, ссылаясь на то, что он являлся лицом, исполняющим обязанности Президента КР, а также на то, что он не сложил, а только приостановил полномочия премьер-министра страны. Но решением ЦИК заявителям было отказано, указанное решение было оставлено в силе судами первой и кассационной инстанций, что позволило кандидату участвовать в выборах.

Избирательный фонд: согласно законодательству об избирательном фонде, для кандидатов действительно нет дополнительных требований по обеспечению прозрачности собственного вклада. Условие только одно: вклад не должен превышать расчетный показатель более чем в 150 000 раз. В этой части со стороны кандидата никаких нарушений не было.

Однако так как относительно внесенных им 15 млн сомов использовалось утверждение, что это «средства пенсионеров», все же осталось неясным, как эти средства собирались, кто был их сборщиком, оформлялись ли они бухгалтерскими документами. Об этом также заявляли Джурабаева и Сатыгулов.

«Анализ финансирования избирательных кампаний кандидатов показал, что отсутствие всеобщего декларирования доходов и расходов населения создает ряд препятствий в ходе мониторинга финансов кандидатов. Существующая система не позволяет отслеживать источники происхождения денежных средств лиц, которые вносят средства в избирательные фонды кандидатов. Кроме того, внесённые в ноябре 2020 года изменения в Закон о выборах в части разрешения безвозмездного оказания услуг агитаторами и представителями кандидатов противоречат другим частям закона».

Условия для агитации: У Жапарова было большое финансовое преимущество перед другими кандидатами. Есть большая вероятность, что в такой короткий срок другие кандидаты не успели должным образом подготовиться к агиткампании.

В части админресурса: В сети Интернет и в мессенджерах размещались видео- и аудиоматериалы, а в ЦИК поступали жалобы, что руководители в регионах (Токмак, Кара-Суу, Кара-Куль) принуждали участвовать в агитационных мероприятиях своих сотрудников.

Госохрана на встречах с избирателями: Вопрос остался и к участию госохраны на встречах Жапарова с избирателями. На видео с агитационной встречи в Таласской области пользователи Сети интернет заметили представителей госохраны, а журналисты смогли доказать, что Жапарова действительно все еще сопровождали сотрудники 9-го управления ГКНБ. Вопрос был не в том, что Жапарова охраняют, а в том, что госохрана была одета в жилетки и шапки с надписью: «САДЫР Президент». Это напрямую является агитацией со стороны госслужащих и использованием админресурса.

Официальный представитель кандидата Александр Мощин объяснил этот инцидент так: это простые охранники Садыра Жапарова, у них «игрушечные пистолеты и чемоданы с письмами избирателей» (имеются в виду сумки госохраны, которые в случае опасности превращаются в броню).

Общественный фонд «Общее дело«, подготовивший более 700 долгосрочных и краткосрочных наблюдателей на досрочные президентские выборы, в предвыборный период направил информацию о 86 выявленных нарушениях.

79% всех этих нарушений касаются Садыра Жапарова:

  • Применение административного ресурса – 44
  • Подкуп – 12
  • Давления, угрозы, насилие – 12

В итоге по 22 нарушениям информация была передана в сформированную в ЦИК Координационную группу оперативного реагирования (КГОР).

Случаи возможного злоупотребления административным ресурсом также касаются действий в пользу Жапарова (девять из десяти).

Зафиксированы факты с использованием социальных сетей: на странице Facebook сотрудника Кочкорского районного управления Министерства финансов была опубликована информация о встрече с кандидатом. По закону госслужащие не могут выступать организаторами предвыборных мероприятий и агитировать за тех или иных претендентов.

Вероятный подкуп: Четыре из пяти направленных в КГОР случаев подкупа касаются действий в пользу кандидата в президенты Садыра Жапарова.

В двух случаях представители местных органов власти обещали местным жителям предоставить вознаграждение за голосование за Жапарова, при этом у граждан требовали копии паспортов, что является серьезным нарушением избирательного законодательства.

Влияние через СМИ и соцсети

Поздравление от “еще не президента”: традиционно кыргызстанцев в новогоднюю ночь поздравляет президент страны. Тогда еще кандидат в президенты Садыр Жапаров поздравил соотечественников с наступающим 2021 годом 31 декабря в 21:00 на общественном телеканале ОТРК.

В рекламно-коммерческом отделе телеканала журналистам Kloop.kg сказали, что выступление Жапарова «размещалось не через них». Однако представитель кандидата по выборам Александр Мощин сказал, что выступление было выпущено в эфир канала на основе рекламного договора.

Как попало поздравление на государственный телеканал, остается не ясным.

Удаление теледебатов: Садыр Жапаров отказался от участия в теледебатах с другими кандидатами. Однако его активно обсуждали в эфире, например бывший глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев заявил о связи Жапарова с семьей бывшего президента Курманбека Бакиева. Он показал в эфире фотографии, где Жапаров участвует в тое Бакиевых.

Кроме этого, из-за неявки ныне уже избранного президента на дебаты, его оппоненты не получили ответы на вопросы о том:

  • Замешан ли он в отмывании денег для Максима Бакиева?
  • Был ли замешан в передаче шахты “Жыргалан” китайской стороне?
  • Поднимал ли он вопрос о продаже “Кумтора” в 2009 году?
  • От кого получил миллионы для своей избирательной кампании?

Дебаты вызвали активное обсуждение в обществе, однако видеозапись была удалена с Youtube канала ОТРК. Позже ее восстановили.

Жапаров или Матраимов: Фабрика троллей: Журналисты Kloop.kg и “Кактус Медиа” проанализировали около 800 фейковых аккаунтов в социальной сети Facebook и выяснили, как работают фейко-фермы. Оказалось, что анонимы и фейки, которые защищали партию “Мекеним Кыргызстан”, начали создавать видимость положительной популярности Садыра Жапарова в Сети.

При изучении некоторых профилей фейков, поддерживающих Жапарова выяснилось, что всего лишь за день до протестов в октябре они поддерживали «Мекеним Кыргызстан»:

Политический обозреватель Азим Азимов подтвердил, что такой механизм манипуляции общественным мнением применяется в Кыргызстане уже с 2010 года.

Журналисты приводят в пример фейковый профиль «Ая Рызыкова», который вел активную деятельность под постами кандидатки в депутаты на выборах в парламент от партии «Мекеним Кыргызстан» Эльнуры Алкановой. Однако после событий 6 октября этот аккаунт переключился на поддержку пришедшего к власти Садыра Жапарова. Сейчас профиля «Ая Рызыкова» уже не существует.

Наблюдатели столкнулись с давлением

Редакция отыскала нескольких независимых наблюдателей, подвергшихся угрозам или давлению. Собеседник из Кара-Суйского района Ошской области рассказал, что сотрудники правоохранительных органов принуждали его писать опровержения на его же заявления о нарушениях.

Кроме того, наблюдатель рассказал о случае, когда и.о. директора школы №82 в селе Кашгар-Кыштак принуждала родителей первоклассников пойти на встречу с кандидатом. Действия происходили в родительской группе в WhatsАpp.

“Родители отправили мне скрины. Когда все это стало известно общественности, директор собрала учителей, чтобы выяснить кто их «сдал». Все это сопровождалось нецензурными выражениями”, — говорит наблюдатель.

По его утверждениям, заявления милиция не приняла, все органы “прикрывали друг друга”, говоря, что нарушений нет.

На других участках также были зафиксированы случаи давления через админресурс в пользу другого кандидата. В большинстве таких случаев продвигали Садыра Жапарова, заключил наблюдатель.

В Тонском районе Иссык-Кульской области другой наблюдатель рассказал редакции, что было нарушение тайны голосования.

Наблюдатель добавил, что один из сотрудников МСУ сам агитировал односельчан за Садыра Жапарова.

Что в итоге?

10 января: за кандидатуру Садыра Жапарова проголосовало более 79% избирателей при явке около 40%.

Редакция Economist.kg не преследует своей целью обвинение кого-либо. В данном материале хронологически и фактологически представлены события и мнения, каждое из которых было открыто освещено в СМИ в указанный период. Редакция намеренно не делает какие-либо умозаключения и выводы, однако в рамках своей журналисткой деятельности считает необходимым осветить данные факты и оставшиеся открытыми вопросы.

Материал подготовлен при содействии общественного фонда «Общее дело». Редакция благодарит фонд за предоставленные данные по независимому наблюдению за досрочными выборами президента КР.

Ad coverAd cover