Иностранный инвестор потерял $800 тысяч, вложив в строительство здания Садыра Жапарова и его друзей
Иранский инвестор вложил $800 тысяч в строительство здания друга Садыра Жапарова депутата Адыла Жунус уулу. Однако по завершении строительства инвестор остался ни с чем. Само же здание 12 лет спустя стало предвыборным штабом новоизбранного президента. Издание Factcheck.kg в своем новом расследовании установило, как инвестор лишился денег.
Иранский инвестор в лице АО банк «Эктесад Новин» обратился в суд с иском к ответчику о взыскании $800 тысяч. В обосновании гражданского дела указано, что 19 августа 2008 года между истцом и ответчиком заключен предварительный договор купли-продажи нежилого помещения по завершении строительства по улице Ибраимова в Бишкеке. По условиям договора продавец обязался продать здание и сдать в аренду землю, как только строение будет завершено, пишет издание.
Стороны договорились, что цена завершенного строительства нежилого помещения за 1 м² будет составлять $13.30. В эту стоимость будет входить и цена аренды земельного участка на 49 лет. В качестве обеспечения договоренностей инвестор оставил задаток в $300 тысяч согласно условиям договора, а позднее передал еще $500 тысяч.
Дополнительные средства понадобились продавцу для погашения задолженности перед банком «Ыссык-Куль». Итого, кыргызская сторона получила от иранской $800 тысяч. Однако свое здание иранский покупатель во владение так и не получил.
Согласно документам о купле-продаже, в случае отказа продавца от заключения основного договора купли-продажи и аренды продавец обязан был вернуть сумму задатка в двойном размере, то есть $1 млн 600 тысяч. Однако депутат, нарушив все условия договора, не сообщил иранскому банку «Эктесад Новин», что строительство здания завершено.
Обратный иск
Выяснилось, что в мае 2012 года Адыл Жунус уулу успел застраховаться от возврата средств иранцам. Он подал заявление в суд на иранцев, не уведомив их об этом. Свердловский районный суд рассмотрел дело заочно, признав все договора купли-продажи и дополнительные соглашения к ним недействительными. Таким образом, выплаченные иранской стороной по этим документам $800 тысяч как бы перестали существовать.
Дело 2015 года рассматривалось также в Свердловском районном суде, под председательством судьи Эльвиры Джаркеевой. Судья признала вердикт суда, состоявшегося в 2012 году, и решение вступило в силу. А так как оно вступило в силу еще в 2012 году, то к 2015 году срок исковой давности истек и восстановлению не подлежит.
В итоге суд постановил производство по гражданскому делу по исковому заявлению банка к депутату о взыскании суммы, прекратить.
Причем тут Садыр Жапаров?
Сейчас это здание оформлено на супругу ответчика и депутата Адыла Жунус уулу, а глава государства имеет к этому следующее отношение:
Факт №1. Садыр Жапаров в своем выступлении перед избирателями в Кара-Суу упоминал, что он «с несколькими друзьями построил здание, строительство которого завершилось в 2010 году».
«После революции, чтобы принять участие с партией «Ата-Журт» на парламентских выборах, мы сделали его республиканским штабом. Потом в апреле случилась революция и с 2010 года бизнес-центр не работал ни дня, оставаясь без присмотра 10 лет. После того, как я вышел из тюрьмы, мы привели его в порядок и сделали штабом», — рассказал электорату тогда еще кандидат в президенты Жапаров.
Как известно, бишкекский предвыборный штаб Садыра Жапарова находился именно в здании по адресу ул. Ибраимова, 100.
Вот и само здание по адресу ул. Ибраимова, 100, из-за которого судились Жунус уулу и иранский банк:
Факт №2. В определении суда от 7 декабря 2015 года доверенным представителем ответчика Адыла Жунус уулу фигурировал Александр Сергеевич Мощин.
Уполномоченным представителем Садыра Жапарова на прошедших выборах также был Александр Мощин.
- Вывод: Факты, приведенные в данном материале, требуют расследования соответствующими государственными органами.