На политической арене продолжается обсуждение легитимности назначения Садыра Жапарова на должность премьер-министра. На заседании 10 октября часть депутатов утвердила его кандидатуру. Однако другая часть нардепов заявляет о незаконности избрания. Юристы также обнаружили перечень нарушений при назначении.
Economist.kg приводит список тех, кто публично поддержал назначение Садыра Жапарова и тех, кто против.
Кто против назначения Садыра Жапарова
- Партия «Республика» подвергает сомнению легитимность избрания премьер-министра
Было опубликовано официальное заявление, где члены партии призывают привести в правовое поле утверждение правительства с участием достаточного для кворума числа депутатов
«Мы призываем в срочном порядке собрать лидеров всех политических партий и общественных движений на одной площадке, и путем конструктивного диалога обеспечить процесс легитимизации и консолидации, чтобы сохранить единство народа, обеспечить мир и снизить напряжение в обществе», — говорится в сообщении партии.
- Лидер партии «Кыргызстан» Канат Исаев также прокомментировал сложившуюся ситуацию.
Он отметил, что должность главы правительства должна занять фигура, которая не имеет отношения ни к одной их партий.
«Я и еще более десяти депутатов из нашей фракции не участвовали в заседании и это наша принципиальная позиция. Доверенностей мы тоже не давали. Присутствующий Урмат Самаев перешел в «Мекеним Кыргызстан» и отвечать за него мы не можем», — отметил он.
- Бывший премьер-министр Феликс Кулов также заявляет о нелегитимности избрания Садыра Жапарова главой правительства.
Он настаивает на том, что для кворума должны физически присутствовать 61 депутат.
«Если этого количества нет, значит нет кворума и любое решение депутатов будет является незаконным и не должно исполняться. Следовательно, Садыр Жапаров не может считаться избранным премьер-министром. Чимкирики подставили, вследствие своей безграмотности, не только человека, но и создали вместе с решением об его отставке все условия для еще большего падения страны в пучину политического хаоса и развала страны», — сказал он.
- Депутат Дастан Бекешев заявил о том, что депутаты могут передать доверенности только членам фракции, в которой они состоят. На этом заседании были нарушения.
Депутат считает, что правительством должен управлять первый вице-премьер-министр.
«У депутата Сайдуллы Нишанова была доверенность от Исы Омуркулова, а они в разных фракциях. Соответственно, эта доверенность уже не работает. Такие доверенности нужно исключать. Должны быть результаты поименного голосования, то есть все руки подняли. Кто-то их подсчитал и записал фамилии, внес протокол, а результаты поименного голосования должны были быть опубликованы. Этого не было сделано”, — сказал Бекешев.
Он отмечает, что такое нарушение станет слабым местом Садыра Жапарова на которое будут бить его противники.
- Депутат от фракции «Ата Мекен» Наталья Никитенко заявила, что власть передавалась рейдерским путем.
Она считает, что избрание Садыра Жапарова проходило под давлением и с грубыми нарушениями закона. Кроме того, не легитимно избранный премьер-министр не может представлять республику на международной арене.
«Коллеги говорили, что у них есть доверенности. Но для того чтобы кворум состоялся, нужно физическое присутствие 61 нардепа. Этого не было, и тому есть подтверждение — видео со вчерашнего собрания. Призываю все конструктивные политические силы к диалогу, нам необходимо вернуться в правовое поле, иначе мы потеряем страну. В нашим государством перестанут считаться», — сказала депутат.
- Аида Касымалиева, которая является вице-спикером парламента поставила под сомнение также назначение Мыктыбека Абдылдаева спикером.
Именно он открывал заседание 10 октября, где часть депутатов утвердила назначение Садыра Жапарова премьер-министром.
«Торага Дастан Жумабеков ушел в отставку и полномочия переходят ко мне, как первому вице-спикеру Жогорку Кенеша. Состоявшееся 10 октября 2020 года собрание депутатов не может официально быть признанным в силу отсутствия требуемого кворума депутатов и условий для его проведения. Соответственно, все якобы принятые решения юридически незаконны и нелегитимны. Если кто-либо подпишет эти документы в качестве официальных постановлений Жогорку Кенеша, то данные деяния подпадают под соответствующие квалификации посягательства на захват власти», — говорится в ее заявлении.
- Общественный фонд «Правовая Клиника «Адилет» изучила видеоматериалы с заседания и пришла к выводу о том, что кворум не был собран.
«Посчитав визуально каждого депутата, который на нем присутствовал, можно прийти к выводу о том, что на заседании находилось не более 40 депутатов. Жогорку Кенеш должен официально сообщить фамилии каждого депутата, который фактически присутствовал на внеочередном заседании 10 октября 2020 года. В противном случае возникают серьезные вопросы относительно законности формирования нового правительства», — считают юристы.
- Комитет гражданского контроля призывает все политические силы прийти к переговорам.
«Правительство ушло в отставку в самый ответственный момент и теперь разные политические группы пытаются захватить пост премьер-министра. Все политические силы должны выйти на переговоры, чтобы назначить повторные парламентские выборы, рассмотреть изменение выборных правил, прекратить преследования и угрозы в отношении друг друга, утвердить кандидатуру технического премьер-министра», — отмечают в коммитете.
Кто поддерживает назначение Садыра Жапарова
Публично утверждение Садыра Жапарова на должность премьер-министра поддержали кандидат в депутаты от «Мекеним Кыргызстан» Элнура Алканова и директор национального института стратегических исследований Эмильбек Каптагаев. Отметим, что Садыр Жапаров имеет непогашенную судимость за захват заложника — Эмильбека Каптагева.
«Братья и сестры, игра в «легитимность-нелегитимность» и «кворум-сворум» не сработает. Все становится еще более туманным, а у нас с одной стороны коронавирус, с другой — зима и с третьем — дыра в бюджете. Было правильно сразу назначить Садыра Жапарова и дать ему возможность работать в правительстве. Сейчас каждый день имеет значение», — говорится в зявлении Каптагева.