У Кыргызстана есть два пути вернуться в правовое поле. Сделать это можно лишь при последовательном соблюдении законодательных норм, считает инициативная группа неравнодушных юристов «В рамках закона».
Независимые юристы подготовили несколько правовых дорожных карт и сценариев развития событий в Кыргызстане. Как отмечают эксперты, Жогорку Кенеш легитимен и все принимаемые акты имеют силу и обязательны к исполнению.
Издание Economist.kg приводит предложения юристов:
Первый сценарий: Выдвижение и утверждение кандидатуры премьер-министра и членов правительства
1. В первую очередь депутаты должны сформировать коалиционное большинство. В СМИ должен быть опубликован документ, в котором указывается:
- Кандидат на должность премьер-министра;
- Основы программы деятельности правительства;
- Структура правительства;
- Кандидаты в члены правительства;
Состав партий действующего парламента:
- СДПК — 38 депутатов;
- «Республика — Ата Журт» — 28 депутатов;
- «Кыргызстан» — 18 депутатов;
- «Онугуу-Прогресс» — 13 депутатов;
- «Бир Бол» — 12 депутатов;
- «Ата Мекен» — 11 депутатов.
2. Жогорку Кенеш должен организовать проведение внеочередного заседания с повесткой о выдвижении кандидатур на должность премьер-министра, для этого необходимо:
- Изготовить бюллетени;
- Подготовить электронную систему для тайного голосования;
Отмечается, что по законодательству кандидат в премьер-министры должен быть:
- гражданином только Кыргызской Республики;
- иметь высшее образование;
- не быть недееспособным и иметь запрет (на основании решения суда) занимать должность государственного служащего или занимать должности государственной службы;
- быть не судимым или иметь погашенную судимость.
3. Далее сформировавшаяся счетная комиссия из числа депутатов должна проверить надлежащее оформление доверенностей. Отметим, что доверенности отсутствующих депутатов на заседании 10 октября не были опубликованы.
4. Для тайного голосования за кандидатов на должность премьер-министра необходимо как минимум 61 голос, для утверждения программы и структуры правительства необходимо 50 депутатов.
5. Далее президент назначает премьер-министра.
Второй сценарий. Самороспуск парламента
Самороспуск должна поддержать не менее двух третей депутатов, то есть 80 парламентариев должны проголосовать за это.
Далее президент назначает досрочные парламентские выборы и в течение трех дней указ должен быть опубликован в СМИ в печатном издании «Эркин Тоо». Если президент не назначит выборы депутатов в предусмотренные сроки, голосование считается назначенными и ЦИК должен опубликовать в СМИ соответствующее постановление.
Далее в течение 45 дней проводятся досрочные выборы. Выдвижение списков кандидатов начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 45 дней до выборов, регистрация списка кандидатов – за 40 дней.
Координационный совет. Имеет ли он полномочия?
В Кыргызстане 6 октября был сформировали координационный совет в состав которого вошли Темир Сариев, Омурбек Бабанов, Алтынбек Сулайманов, Омурбек Текебаев, Адахан Мадумаров, Равшан Джеенбеков. На следующий день был создан народный координационный совет, куда вошли представители партий, которые были не согласны с результатами выборов.
Оба состава координационного совета — это объединения политических партий, которые своими решениями и кадровыми назначениями нарушают установленные законодательством Кыргызстана процедуры и нормы.
«Мы полагаем, что сплочение политических сил на фоне сложной общественно-политической обстановки — это положительное явление и важно чтобы все действия таких сил осуществлялись в рамках закона», — говорится в сообщении юристов.
Инициативная группа юристов «В рамках закона» призывает все политические силы совершать свои действия только в рамках законодательства страны.
Напомним, на данный момент в Кыргызстане отменены итоги выборов в парламент, которые прошли 4 октября. В результате событий после голосования, на пост премьер-министра часть депутатов действующего парламента назначила Садыра Жапарова. Другая часть депутатов называет такое решение нелегитимным и расценивает это как посягательство на захват власти. По мнению юристов, заседание парламента нельзя назвать официальным, так как не было кворума.