«Правовая Клиника «Адилет», рассмотрев сообщения в СМИ об избрании спикером парламента депутат Мыктыбека Абдылдаева и выдвижении на пост премьер-министра Садыра Жапарова, пришла к выводу о нарушении Конституции и законодательства КР. Об этом организация сообщила в своем обращении ко всем политическим силам страны.
Какие нарушения выявили юристы «Правовой Клиники «Адилет»?
#1
Согласно Конституции заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства депутатов. Решения ЖК КР принимаются на заседаниях путем голосования депутатов и оформляются постановлениями (ч.4, 5 ст.77).
Из имеющейся информации не ясно, присутствовало ли на вчерашнем заседании более 60 депутатов и какие именно постановления они принимали.
#2
Конституцией установлено, что Торага ЖК КР избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов ЖК КР (ч.3 ст.75). Кроме того, дача согласия на избрание, назначение и освобождение от госдолжности производятся при наличии заключения соответствующих комитетов ЖК КР (ч.4 ст. 76).
Информация о том, каким образом депутаты без помощи работников Аппарата ЖК КР смогли организовать тайное голосование в отеле, ведь для этого необходимы компьютеры либо бумажные бюллетени, специальная урна для них, создание счетной комиссии, отсутствует. Также неизвестно, имеются ли заключения соответствующих комитетов парламента.
#3
Порядок освобождения премьер-министра от должности также регламентирован Конституцией. Так, отставка премьер-министра, правительства принимается или отклоняется президентом. До формирования нового правительства премьер-министр и члены правительства продолжают исполнять свои обязанности. (ч.1, 3 ст.87).
Таким образом, принятие отставки премьер-министра относится к полномочиям президента, а не Жогорку Кенеша.
Однако, в СМИ не сообщалось о принятии отставки главы правительства президентом Сооронбаем Жээнбековым. Следовательно, согласно Конституции не представляется возможным говорить о выдвижении нового премьер-министра.
#4
Порядок формирования правительства также подробно расписан в Конституции. Так, фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием выдвигает кандидата на должность премьер-министра, который вносит в ЖК КР программу, структуру и состав правительства для утверждения (ст.74, 84).
Решение о выдвижении премьер-министра принимается коалиционным большинством, которое в настоящее время состоит из фракций: СДПК, «Кыргызстан», «Бир Бол» и «Республика – Ата-Журт». Лидеры указанных фракций должны были подписать документ о выдвижении Жапарова в качестве кандидата в премьер-министры. Однако неизвестно, принимали ли участие во вчерашнем заседании лидеры указанных фракций и действительно ли они предложили кандидатуру Садыра Жапарова.
#5
Более того, как установлено частью 4 статьи 76 Конституции, для рассмотрения обозначенного вопроса необходимо заключение соответствующего комитета. В данном случае комитет по государственному устройству, возглавляемый депутатом К. Керезбековым, должен был внести на рассмотрение ЖК КР, заключение и проект соответствующего постановления парламента. К сожалению, информации о соблюдении установленных Конституцией процедур Жогорку Кенешем не опубликовано.
#6
Помимо перечисленных выше требований Конституции законом «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» также установлены правила и процедуры принятия решений Парламентом, в том числе, по следующим вопросам:
- внеочередное заседание ЖК КР может быть созвано Торага по предложению фракции
- наличие кворума — большинства депутатов для законности принимаемых решений
- решение вопроса об открытом либо закрытом формате заседания
- организация рассмотрения решений комитетов и тайного голосования
- процедура подсчета голосов депутатов
- надлежащее оформление доверенности депутатов о передаче права своего голоса (депутаты имеют право передавать доверенности только членам своей фракции)
- принятие соответствующих постановлений, которые должны быть подписаны Торага и опубликованы
Заключение организации
На основании проведенного анализа решений ЖК мы приходим к выводу о том, что при рассмотрении вопросов отставки премьер-министра Боронова, избрания Абдылдаева на должность Торага ЖК КР, а также выдвижения Жапарова в качестве кандидата на должность главы правительства были грубо нарушены требования Конституции КР. Таким образом, легитимность и законность этих решений находится под большим сомнением.
«Правовая клиника «Адилет» призывает все политические партии и государственные институты действовать строго в рамках Конституции и законодательства.
Мы настоятельно рекомендуем Жогорку Кенеш как единственному легитимному органу высшей государственной власти (поскольку президент фактически не может исполнять свои обязанности и его местонахождение неизвестно), принять на себя всю полноту ответственности за судьбу Кыргызстана, срочно организовать заседание для нахождения консенсуса между всеми политическими силами и возвращения общественно-политических процессов в конституционное поле.