Ad coverAd cover
Economist logo
Власть

Все о выборах: как менялся парламент и избирательный процесс с 90-х годов

Все о выборах: как менялся парламент и избирательный процесс с 90-х годов

В Кыргызстане подходит к концу срок работы Жогорку Кенеша VI созыва. Ранее, согласно законодательству и с учетом всех необходимых процедур, на 4 октября 2020 года были назначены очередные выборы в законодательную палату. Соответствующий указ в начале июля подписал президент Сооронбай Жээнбеков. ЦИКу поручено организовать проведение выборов в соответствии с законодательством КР, а правительству – выделить необходимые финансовые средства, обеспечить соблюдение законности, прав и свобод граждан, санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты здоровья граждан, правопорядка и общественной безопасности.

Пока в стране готовятся к выборам, Economist.kg вспоминает, как менялось за годы независимости избирательное законодательство и сам орган власти – Жогорку Кенеш.

Как менялось формирование ЖК – история 30 лет

За годы независимости, с 1990-1991 годов, законодательная ветвь власти претерпела множество изменений – парламент превратился из двухпалатного в однопалатный, а количество депутатов сократилось с 350 до 120. За эти 30 лет под крышей «Белого дома» успели позаседать Легендарный парламент и еще шесть созывов депутатов.

Коротко о каждом из них:

  • Переходный период: «Легендарный парламент» (1990-1994) – заседания Верховного Совета проводились не менее двух раз в год на сессионной основе. В межсессионный период его функции исполнял Президиум Верховного Совета. Состав парламента тогда состоял из 350 депутатов, избранных прямым голосованием. Этот созыв завершился самороспуском парламента в 1994 году.
  • Первый созыв Жогорку Кенеша (1995-2000) – В Кыргызстане сформирован двухпалатный парламент: Законодательное собрание (ЗС) и Собрание народных представителей (СНП), депутаты которых были избраны по мажоритарной системе в одномандатных округах. В ЗС на постоянной основе работали 35 депутатов. Собрание народных представителей, или верхняя палата, где было 70 мандатов, — собиралось сессионно.
  • Второй созыв (2000-2005) – состоял уже также из 105 депутатов. Но, численность Законодательного собрания увеличилась до 60 депутатов, 15 из них были избраны по партийным спискам, а Собрание народных представителей сократилось до 45 депутатов.
  • Третий созыв (2005-2007) – конституционной реформой 2003 года было установлено, что в 2005 году будет формироваться однопалатный парламент, а численность депутатов сократится до 90. Новшеством законодательства стала предоставленная партиям возможность, наряду с гражданами, выдвигать кандидатов в депутаты. В соответствии с новой Конституцией депутаты получили давать согласие на назначение членов правительства. До этого, ЖК КР только утверждал кандидатуры премьеров. Жогорку Кенеш III созыва в октябре 2007 года был досрочно распущен.
  • Четвертый созыв (2007-2010) – выборы прошли 16 декабря 2007 года. Впервые в истории Кыргызстана был избран полностью партийный парламент, что было определено новой Конституцией. В ЖК КР прошли три партии: «Ак Жол», «СДПК» и Партия коммунистов Кыргызстана. Проработав неполные три года, в результате народной революции в апреле 2010 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики IV созыва прекратил свою деятельность.
  • В июне на референдуме была принята новая Конституция, которой были серьезно расширены полномочия Жогорку Кенеша и усилена его ответственность.
  • Пятый созыв (2010-2015) был избран октябре 2010 года, и стал первым легитимным органом госвласти в КР после апрельской революции. ЖК предстояло определить, как жить стране с новой формой правления — с парламентско-президентской. Победу на выборах одержали 5 политических партий, между которыми были распределены уже 120 депутатских мандатов.
  • Шестой созыв (2015 – по настоящее время) – в парламенте заседают представители шести политических партий — «СДПК», «Республика — Ата Журт», «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс», «Ата Мекен» и «Бир Бол». В истории парламентаризма впервые была разработана и применена новая модель избирательного процесса с использованием оборудования для идентификации избирателей и обеспечения автоматического подсчета голосов избирателей, проще говоря, выборы прошли с применением биометрических данных.

Реформы в избирательном процессе

Организация избирательного процесса за все эти годы также претерпела ряд изменений. Реформы коснулись непосредственно процедуры прохождения избирателей на участок от классической системы 90-х годов «список – избиратель – бюллетень – урна – карусель – карусель – карусель» до маркировки избирателей специальным составом, а в последующем и с применением биометрических данных граждан.

Маркировка – эта специальная процедура по окрашиванию большого пальца избирателя специальным составом введена на законодательном уровне в январе 2005 года. За время использования механизм маркировка изменялся, но незначительно. Данный метод не раз критиковался из-за того, что маркировка была прозрачной, что приводило к трудностям при отслеживании уже проголосовавших избирателей, которые могли делать это повторно.

Биометрия — в 2015 году применялась уже биометрическая система. С этого момента избиратели начали сначала проходить биометрическую идентификацию и уже после – в распечатанном списке.

АСУ – автоматизированная система учета или электронные урны. Кыргызстан одним из первых в Центральной Азии применил их на выборах в парламент в том же 2015 году.

Что будет на предстоящих выборах

Напомним, что в этом году за 120 мандатов в парламенте будут бороться 16 политических партий.

Проект независимого наблюдения за предстоящими выборами в Жогорку Кенеш реализует Общественный фонд «Общее дело».

Проект независимого наблюдения включает такие компоненты, как:

  • Проведение анализа избирательного законодательства КР;
  • Подготовка долгосрочных наблюдателей;
  • Подготовка краткосрочных наблюдателей;
  • Организация долгосрочного и краткосрочного наблюдений за выборами в ЖК КР;
  • Проведение количественных и качественных исследований, касающихся как выборов, так и других политических процессов в КР, связанных с подготовкой и проведением выборов;
  • Реализация кампаний гражданского образования об избирательных правах граждан и повышение правосознания граждан.
Проект независимого наблюдения за подготовкой и проведением парламентских выборов в Кыргызстане нацелен на обеспечение прозрачности предвыборного процесса и своевременное информирование, чтобы предстоящие выборы были по-настоящему честными и свободными.
ОФ «Общее дело» — некоммерческая организация, созданная для проведения мониторинга выборов в Кыргызской Республике, реализации проектов гражданского образования, содействия более активному участию граждан в процессах управления.
Миссия фонда – содействовать созданию возможностей для граждан влиять на качество принимаемых решений в стране через участие и  дискурс.
Ad coverAd cover