Новые ТЛЦ, e-commerce и каботажные перевозки: обзор рынка логистики КР за сентябрь
Развитие сети современных логистических центров, договоренности с терминалом в Китае, сотрудничество почтовых операторов Кыргызстана и РФ: об этих событиях и их значении для рынка – в обзоре новостей логистики за сентябрь 2025, подготовленном «Биржей грузоперевозок Ati.su».
Сеть центров международной торговли
Кыргызстан продолжает развивать сеть современных торгово-логистических центров. По данным Минсельхоза КР, в республике уже функционирует 34 таких объекта. До конца 2025 года введут в эксплуатацию еще 9 центров. Основная цель создания ТЛЦ — эффективное управление экспортно-импортными потоками, а также хранение сельскохозяйственной продукции. Каждый объект включает складские и офисные помещения. Центры оснащены современным оборудованием и IT-системами, используют электронный документооборот.
«Расширение современной логистической инфраструктуры необходимо для развития транзитного потенциала и поддержания внешней торговли. Кроме того, такие центры становятся драйверами цифровой трансформации в отрасли: компании, работая с автоматизированными сервисами и электронным документооборотом внутри ТЛЦ, постепенно осваивают новые технологии и начинают внедрять их в собственные процессы, повышая эффективность и конкурентоспособность на рынке», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Через Китай — на весь мир
В ходе встречи в Кашгаре (КНР) представители «Кыргыз почтасы» и Международного контейнерного терминала Янтянь обсудили развитие транспортной инфраструктуры. Основное внимание уделили оптимизации логистических маршрутов между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также созданию новых транспортных коридоров в Европу и другие регионы.
Стороны рассмотрели возможности использования мощностей китайского терминала для продвижения товаров из Центральной Азии на международные рынки. Говорили о необходимости модернизации логистической инфраструктуры на территории Кыргызстана, включая создание новых транспортных узлов.
«В средние века Кашгар являлся важнейшим торговым пунктом на Великом Шелковом пути, о возрождении которого много говорится в последнее время. Кыргызстан стремится органично встроится в этот перспективный маршрут. Сотрудничество с китайскими терминалами, в первую очередь, выгодно компаниям, ориентированным на экспорт. Особенно на фоне снижения экспортного потока в страны ЕАЭС, который сократился на 23.1% за семь месяцев 2025 года. Развитие новых логистических цепочек поможет сбалансировать товарные потоки», — отмечает эксперт.
Сотрудничество почтовых операторов как драйвер для e-commerce
В ходе переговоров на полях Конгресса Всемирного почтового союза «Почта России» и «Кыргыз почтасы» договорились о расширении долгосрочного партнерства. Операторы намерены оптимизировать использование транспортного коридора через Международный центр обработки почты в Кыргызстане для организации упрощенной доставки товаров в Россию.
Отдельное внимание уделено вопросу организации транзита посылок и товаров одной из крупных российских площадок онлайн-торговли через территорию Кыргызстана. Кроме того, компании планируют проработать внедрение новых опций в сервисе денежных переводов между странами, что позволит физлицам осуществлять транзакции быстрее и дешевле.
«Электронная коммерция в Кыргызстане демонстрирует стремительный рост: только за прошлый год объем рынка составил $359 млн, увеличившись на 14% по сравнению с предыдущим годом, а к 2028 году этот сегмент может вырасти вдвое. Главные драйверы e-commerce — стремительное проникновение цифровых технологий в жизнь людей и расширение сервисов микрологистики. Все больше кыргызстанских малых компаний используют e-commerce для выхода на внешние рынки, а международный обмен мелкими посылками с Россией становится ключевым каналом для развития бизнеса и экспорта. Однако барьерами развития электронной коммерции остаются ограниченная инфраструктура, вопросы таможенного оформления и скорость доставки. Поэтому особенно важно укрепление торговых связей и развитие современных логистических сервисов между Кыргызстаном и Россией», — уверен Бейилбаев.
Каботажные перевозки по РФ
С 1 сентября 2025 года кыргызстанским перевозчикам разрешили осуществлять каботажные перевозки по России. Это означает, что после завершения международного рейса они могут выполнить до трех внутрироссийских перевозок в течение семи дней — на обратном пути. Для оформления каботажных рейсов создан портал ГИС ЭПД — там принимаются онлайн-заявки и даются разрешения от Ространснадзора.
«Возможность выполнять каботажные перевозки по территории России — важный прорыв для кыргызстанских международных транспортных компаний. Раньше значительная часть наших грузовиков вынужденно возвращалась порожняком, что приводило к дополнительным издержкам для бизнеса и удорожанию логистики для всех участников рынка. Теперь мы можем эффективнее использовать автопарк, меньше простаивать без дела и предлагать заказчикам из Кыргызстана более выгодные цены на доставку в Россию. Это решение даст новый импульс для экспорта и повысит конкурентоспособность кыргызских перевозчиков, а для экономики республики — это рост загрузки транспорта, зарплат и налоговых поступлений», — заключил директор представительства международной «Биржи грузоперевозок Ati.su» в КР.