Новые правила: перевозчики из КР смогут выполнять каботажные рейсы в РФ
Кыргызстанские грузоперевозчики получили возможность доставлять грузы по России — на обратном пути после завершения экспортной доставки в РФ. О новых правилах и ограничениях каботажа, а также поиске грузов в другой стране рассказал Эмирлан Бейилбаев, директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в КР.
С 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минтранса РФ № 398, который окончательно запускает механизм каботажных автомобильных перевозок грузов на территории России для компаний из стран ЕАЭС: перевозчики из Кыргызстана, Казахстана, Беларуси и Армении получили возможность легально работать на внутренних маршрутах России.
Федеральный закон № 627-ФЗ, разрешающий каботажные перевозки, формально вступил в силу еще 1 марта 2025 года. Но только сейчас в полном объеме заработала Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), через которую должна осуществляться подача заявок на каботаж.
Как организовать каботажную перевозку
С 1 сентября перевозчики из стран ЕАЭС могут подавать заявки на выполнение каботажных перевозок через личный кабинет на портале ГИС ЭПД (epd-portal.ru). Важно отметить, что для регистрации в системе не требуется авторизация через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), что упрощает процедуру для иностранных компаний.
Заявка должна быть подана не позднее чем за 24 часа до планируемой перевозки. Для получения разрешения необходимо указать наименование отправителя и получателя, место погрузки и разгрузки, тип груза, его вес или объем. Следует приложить транспортную накладную, подтверждающую предыдущий рейс, а если он был международным, то и соответствующие иностранные разрешения.
Разрешение выдается на одну конкретную перевозку. Перевозчик может осуществить не более трех последовательных каботажных перевозок в рамках одного международного рейса. Все каботажные грузы должны быть доставлены в течение семи дней с момента завершения международной перевозки. Опасные грузы иностранным перевозчикам брать запрещено.
С 1 сентября также вступили в силу поправки в КоАП РФ, устанавливающие штрафы за нарушение правил каботажных перевозок. Для перевозчиков из ЕАЭС штрафы составят от 150 тысяч до 200 тысяч рублей. Кроме того, возможна конфискация груза и задержание транспортного средства.
Цифровые инструменты в помощь перевозчикам
Организовать внутренние грузоперевозки в другой стране — задача со звездочкой. Нужно не просто найти попутный груз, но и сделать это довольно оперативно — на завершение каботажной перевозки есть всего семь календарных дней. Кроме того, важно убедиться в безопасности сделки. В такой ситуации без цифровых инструментов не обойтись.
Речь идет о логистических платформах, которые агрегируют заявки от грузовладельцев. Так, на крупнейших международных биржах каждый день размещаются тысячи грузов по разным направлениям доставки. Благодаря автоматизированным алгоритмам система помогает выстраивать цепочку перевозок по заданным параметрам — из пункта А в пункт Б, забирая по пути наиболее выгодные грузы. Чтобы подобрать оптимальный обратный маршрут, достаточно указать характеристики груза, тип транспорта и направление.
Цифровые платформы повышают безопасность сделок, так как проверяют информацию о зарегистрированных пользователях. У всех участников есть рейтинг, который зависит от полноты и достоверности предоставленных данных. На него влияют отзывы и рекомендации контрагентов. Такая система позволяет выбирать благонадежных заказчиков.
Полезная дополнительная функция цифровых платформ — мониторинг перевозок через GPS-трекинг и мобильные приложения, что обеспечивает контроль груза без дополнительных проверок.
Важно понимать: на российском рынке кыргызстанские перевозчики конкурируют с местными компаниями, у которых наработаны связи и сформирована репутация. И речь идет в первую очередь о «цифровой» репутации — то есть рейтинге на логистической платформе, который подтверждает добросовестность компании в качестве исполнителя.
Наработать рейтинг и получить первые положительные отзывы можно, работая на внутреннем рынке — в Кыргызстане. Для этого стоит зарегистрироваться на международной платформе, которая доступна в обеих странах, и начать в ней работать. Сформировав репутацию надежного перевозчика, можно выходить на международный уровень — получая заказы на экспортные перевозки в Россию и доставку грузов внутри РФ.