Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

Кыргызстан наращивает импортные грузоперевозки — анализ логистики за 2024 год

грузоперевозки
Спрос на доставку грузов в КР из других стран выросло на 37% по сравнению с 2023 годом.

Международная биржа грузоперевозок ATI.SU подвела итоги 2024 года на рынке автомобильных перевозок в Кыргызстане. В течение года существенно увеличился спрос на импортные перевозки в КР, тогда как экспортные поставки остались на уровне 2023 года.

По данным платформы, количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло на 37% по сравнению с 2023 годом. Особенно заметный скачок произошел в четвертом квартале — количество заявок увеличилось на 105%.

В 2023 году также был зафиксирован существенный рост импортных грузоперевозок (+56%). Таким образом, тренд сохраняется, хотя и с некоторым замедлением. Несмотря на активность рынка, ставки на импортные перевозки перешли от роста к стагнации.

Наибольшее число грузов импортируется из России, которая показала рост на 35%. Также увеличился объем перевозок из Беларуси, Казахстана, а также европейских странЛитвы, Польши и Нидерландов.

В отличие от импортных поставок, экспортные грузоперевозки из Кыргызстана продемонстрировали резкое замедление роста. Показатель по итогам года составил всего 6% против 67% в 2023 году. Наиболее заметное падение произошло в четвертом квартале — на 30% в годовом выражении. Однако при этом ставки на экспортные перевозки увеличились на 36%.

Россия продолжает лидировать по количеству заявок, но страна показала нулевой рост, как и соседний Казахстан. Наибольшую прибавку во многом обеспечила Беларусь (+115%). Правда, абсолютные цифры на этом направлении невелики.

Внутренние грузоперевозки в Кыргызстане выросли в два раза

По итогам 2024 года значительно увеличился спрос на внутриреспубликанские перевозки — спрос вырос в два раза по итогам года. Однако важно учитывать эффект низкой базы. Местные компании, работающие внутри КР, начинают осваивать инструменты автоматизации логистики, но большинство до сих пор использует привычные формы взаимодействия между грузоотправителями и перевозчиками, такие как мессенджеры и телефон.

«В 2024 году мы увидели продолжение основных тенденций, которые обозначились годом ранее. После бурного роста в 2022 году, вызванного антироссийскими санкциями и перестройкой логистических процессов по всему СНГ, рынок автомобильных грузоперевозок перешел к более плавному развитию, — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU. — Наиболее тревожный момент — замедление роста экспортных перевозок на традиционно наиболее активном российском направлении. Вероятно, это стало следствием новых санкций и мощного давления западных регуляторов, что осложнило проведение платежей. Несмотря на гибкий подход властей КР, банки страны вынуждены считаться с новыми ограничениями».
Ad coverAd cover