Логистика Кыргызстана - рост товарооборота и интеграция в глобальные маршруты

Economist.kg
Логистика Кыргызстана -  рост товарооборота и интеграция в глобальные маршруты

В Кыргызстане за девять месяцев текущего года на 13% увеличился объем рынка грузоперевозок, составив 35.5 млрд сомов. Развитию логистики способствуют новые торговые партнеры, усиление роли Кыргызстана в глобальных транспортных маршрутах, рост электронной коммерции, а также развитие партнерских отношений со странами Евразии. Аналитики международной биржи грузоперевозок ATI.SU прокомментировали ниаболее важные события отрасли для Economist.kg.

Пакистан становится важным партнером

Президент КР Садыр Жапаров принял министра иностранных дел Пакистана Джалила Аббаса Джилани. Глава государства отметил, что Пакистан занимает важное место в системе международных и региональных отношений, и Кыргызстан заинтересован в развитии сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате. По мнению Жапарова, есть возможности для увеличения объемов взаимной торговли между странами.

Пакистанская Национальная логистическая корпорация (National Logistics Corporation, NLC) планирует открыть представительство в Бишкеке. Гендиректор NLC Фаррух Шахзад Рао сообщил, что это будет способствовать развитию грузоперевозок между странами, а также позволит создать сеть транспортно-логистических центров с использованием современных технологий. В октябре в круглогодичном режиме заработал международный автомобильный транспортный коридор Карачи — Кашгар — Бишкек, по которому уже отправлена первая товаров.

 "Логистический коридор в пакистанский порт Карачи на Аравийском море позволит грузоотправителям Кыргызстана получить доступ к относительно недорогому морскому транспорту и выйти на мировые маршруты. Это выводит логистическую отрасль республики на качественно новый уровень, делая КР важным элементом глобальной логистики. Развитие пакистанского направления способствует росту международной торговли и позволяет компаниям находить новые рынки», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.

Государственно-частное партнерство позволит привлечь инвестиции

24 октября в Бишкеке состоялся круглый стол по развитию региональных и трансграничных транспортных коридоров и энергетической инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП. В нем принял участие министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев. По его мнению, развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры играет ключевую роль в создании новых производств, привлечении инвестиций и обеспечении мобильности в рамках союза. Известно, что ЕЭК рассматривает возможность создания механизма финансирования и развития основных транспортных проектов с целью развития транспортной инфраструктуры региона.

"Масштабные инфраструктурные проекты отличаются большой капиталоемкостью. Поэтому механизм ГЧП — это один из распространенных инструментов для их финансирования в мире. Он помогает привлекать инвестиции государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях для реализации важных для обеих сторон проектов", — комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Кыргызстан претендует на центр логистики и электронной торговли Центральной Азии

На форуме по электронной коммерции E-Commerce EXPO 2023, который состоялся 22 октября в Бишкеке, обсудили возможность превращения Кыргызстана в центр логистики и электронной коммерции для стран Центральной Азии. Это может стать реальностью при условии развития инновационных центров логистики.

По словам замминистра экономики и коммерции КР Назарбека Малаева, ведомство активно работает над улучшением госрегулирования и созданием благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране. По его мнению, e-commerce становится главным драйвером роста цифровой экономики КР. Рынок стремительно растет, в том числе благодаря активному участию международных компаний. Так, на маркетплейсе «Вайлдберриз» за восемь месяцев 2023 года зарегистрировано больше пяти тысяч поставщиков из Кыргызстана, их число приближается к 12 тысячам. Всего за январь-август продано более 2.88 млн единиц товаров на сумму 2.6 млрд сомов.

"Инфраструктура электронной коммерции включает в себя широкий спектр направлений, таких как доступ к интернету, надежная платежная система, электронные платформы для онлайн-торговли, логистическая инфраструктура для доставки товаров и защита данных. Развитие каждой из этих областей играет важную роль в развитии рынка электронной торговли. А совершенствование логистической инфраструктуры — одно из важнейших условий для его роста", — сказал Эмирлан Бейилбаев.

Перевозки в Беларусь — без разрешений

Совет министров Беларуси утвердил протокол, по которому все международные автоперевозки между Беларусью и Кыргызстаном будут выполняться без обязательных разрешений. Речь идет о грузах и нерегулярных перевозках пассажиров, говорится в постановления, опубликованного на Национальном правовом портале РБ. Принципиальное решение об этой мере было принято в июле этого года.

"Такой формат автоперевозок помогает сократить время и стоимость доставки грузов между Беларусью и Кыргызстаном, а также между КР и европейскими странами. Возможно, успешный первый опыт будет в дальнейшем масштабирован на другие международные направления. Так, целесообразно установить упрощенный режим пересечения границ между странами Центральной Азии и Россией", — комментирует  Эмирлан Бейилбаев. 

Растет спрос на международные перевозки

По итогам третьего квартала 2023 года в Кыргызстане зафиксирован рост спроса на международные автогрузоперевозки, сообщила в октябре международная биржа грузоперевозок ATI.SU. Так, количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два с лишним раза, в первую очередь за счет российского направления. Еще более впечатляющие темпы роста демонстрируют перевозки из Беларуси: число заявок выросло в четыре раза, хотя по абсолютным значениям они на порядок уступают перевозкам из РФ. Спрос на перевозки из Кыргызстана в другие страны вырос на 20% в годовом выражении и на 37% по сравнению с предыдущим кварталом.

"Замедление роста экспортных перевозок, о котором мы говорили по итогам второго квартала, оказалось временным. Вслед за спросом растут и цены на автомобильные грузоперевозки в Кыргызстан: в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 33%, а по сравнению со вторым кварталом 2023 года — на 16%. Импорт тоже стабильно увеличивается",  — комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости