Подпишитесь на нашу рассылку

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

Чтобы завершить подписку, нажмите на ссылку подтверждения в своем почтовом ящике. Если письмо не придет в течение 3 минут, проверьте папку со спамом.

Хорошо, спасибо

Все, что нужно знать об экотакси в Бишкеке и инфраструктуре для электрокаров в Кыргызстане — обзор Economist.kg

Иван Донис
Все, что нужно знать об экотакси в Бишкеке и инфраструктуре для электрокаров в Кыргызстане — обзор Economist.kg

В воскресенье, 1 октября, в Бишкеке начнет работу городское экотакси, автопарк которого составят электромобили. Первая партия транспорта, работающего на электричестве, прибыла в столицу Кыргызстана в сентябре.

Проект по запуску эко-такси является частью инициативы мэрии Бишкека по развитию экологически чистого транспорта в городе. По словам инициаторов, он позволит снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшить шумовое загрязнение.

На данный момент в Бишкек прибыли всего 10 электромобилей, которые курсируют в тестовом режиме. В скором времени ожидается поставка еще 90 транспортных средств. Итого автопарк на данном этапе будет составлять 100 машин.

Какие преимущества получат водители?

Водителям, которые пополнят штат водителей эко-такси, администрация Бишкека обещает предоставить ряд преимуществ. В том числе:

  • лицензированные такси смогут круглосуточно курсировать по желтой выделенной полосе, предназначенной для передвижения общественного транспорта;
  • водители смогут оформить авто в лизинг;
  • им будет предоставлен полный соцпакет и обеспечена автоматическая возможность подачи отчетов в ГНС;
  • водители получат возможность заряжать электромобили по специальному тарифу на муниципальных электрозарядных станциях.

Будет ли увеличен автопарк в будущем?

По словам директора Агентства развития и привлечения инвестиций мэрии Бишкека Курманбека Молдокулова, по итогам переговоров с потенциальными инвесторами проекта из России, КНР, Турции и компаниями, представляющими отечественный рынок, автопарк эко-такси планируется увеличить до 500-2000 электромобилей. По предварительным данным, столичный муниципалитет рассчитывает потратить на эти цели не менее $2 млн. Общая же сумма проекта будет зависеть от итогового количества приобретаемых авто.

Кто еще использует электрокары для перевозки пассажиров?

Муниципальное эко-такси — не единственная служба, нацеленная на экологически чистые перевозки пассажиров. В стране функционируют еще как минимум две службы такси, оказывающие транспортные услуги на электрокарах — это сервисы Namba Way, в 2021 году закупивший при поддержке "Бакай банка" электрокары Nissan Sylphy, и Navi Taxi, регулярно пополняющий автопарк "электричками".

Насколько приспособлена инфраструктура города для экологичного транспорта?

Инфраструктурный момент является основным камнем преткновения для масштабного внедрения эко-транспорта в Бишкеке в виду малого числа зарядных станций для электрокаров. Проблема затрагивает интересы как водителей муниципального такси, так и владельцев частных транспортных средств.

По словам главы Агентства развития и привлечения инвестиций Бишкека, в части обеспечения доступа водителей муниципального эко-такси к зарядным станциям вопрос почти решен — они смогут обслуживать машины на специальных автобазах и пользоваться городскими зарядными станциями.

"Мы обеспечим для электромобилей инфраструктуру — у них будет своя автобаза. Кроме того, в настоящее время в Бишкеке проводится работа по установке электрозарядных устройств. В текущем году было установлено порядка 50 подобных станций, однако этого количества недостаточно, поэтому мы намерены продолжать работу в данном направлении", — пообещал Курманбек Молдокулов.

Какие действия предпринимает государство?

Вопрос развития инфраструктуры для эко-транспорта регулярно обсуждается на совещаниях муниципального и государственного уровней. Модерацией проекта по созданию условий для электрокаров, в частности, занимается министерство экономики и коммерции Кыргызстана.

Еще в 2019 году заведующий отделом стратегического анализа данного ведомства Эрмек Аширов информировал общественность, что министерство ведет работу по трем направлениям — фискальному стимулированию, включающему обнуление НДС для ввоза электромобилей и их комплектующих, пропаганде преимуществ использования эко-транспорта среди населения и, конечно же, созданию зарядной инфраструктуры.

"Без нее электромобили не смогут развиваться", — отметил эксперт на начальном этапе проработки инициативы.

Четыре года спустя редакция финансового издания Economist.kg связалась с Эрмеком Ашировым, чтобы уточнить информацию о статусе проекта.

"Важно понимать, что министерство экономики и коммерции не имеет полномочий устанавливать электрозарядные станции. Мы действуем, скорее, в роли организаторов, создавая условия и контролируя процесс. В рамках акселерации кабмина к созданию инфраструктуры для электромобилей мы привлекли частные компании и оказали им поддержку в ускоренном получении необходимых документов. На данный момент в рамках инициативы в Бишкеке установлено порядка 20 зарядных станций, которые успешно функционируют. Еще 10 станций находятся на этапе получения разрешения для подключения к электросети", — пояснил завотделом Минэконома.

При этом Аширов напомнил, что процедура получения компаниями необходимых разрешений на установку станций подразумевает прохождение нескольких этапов согласования. По его словам, изначально документацию на установку станций рассматривает департамент по управлению муниципальным имуществом при мэрии Бишкека, затем проект проходит через "Бишкекглавархитектуру", далее документы передают в Минкультуры, ГКНБ и другие ведомства — и на каждом этапе для согласования требуется время.

"Только после этого компания, устанавливающая станцию, получает возможность обратиться за ордером в Минэнерго и "НЭСК" для подключения к электрическим сетям. Отдельно рассматривается вопрос выделения земельных участков, которые предоставляются в аренду. Несмотря на то, что муниципальные территории сдают в аренду только на один год, инвесторы готовы долгосрочно вкладывать средства в это направление, осознавая высокие перспективы рынка электрозарядных устройств", — добавил завотделом стратегического анализа МЭиК КР.

Важно отметить, что перед Минэкономом и прочими профильным ведомствами стоит глобальная задача — масштабировать сеть электрозарядных устройств до 500 точек. В связи с этим ведомство активно работает над определением перспективных локаций в Бишкеке и других населенных пунктах КР, а также вдоль автомобильных трасс республиканского и международного значения — соответствующие моменты прорабатываются совместно с местными органами власти.

"Сложность заключается в том, что не все земельные участки можно оперативно подключить к сети, возникают проблемы с напряжением в сети и рисками, связанными с возможными отключениями электроэнергии. В этой части мы проводим комплексную работу и консолидируем потенциал госорганов, осознавая, что один в поле не воин", — подытожил Эрмек Аширов.

Ориентир — на частников

К слову, о частных компаниях, которые упоминал представитель Минэконома: именно они стали "пионерами" в создании инфраструктуры для электрокаров, что доказывают данные о количестве электрозарядных станций.

На данный момент известно более чем о 50 частных точках для зарядки эко-транспорта, из которых большая часть находится в Бишкеке и Чуйской области (в т. ч. в городе Кемин), одна — в Оше. Как минимум восемь зарядок имеется в Иссык-Кульской области, в том числе в Боомском ущелье, и по одной — в селах Кош-Кол, Орнок, Бактуу-Долоноту и Боконбаево, а также в городах Чолпон-Ата и Каракол.

В разрезе частных компаний лидерами являются Spark (32 электрозарядные станции), Evion (12 точек), Elkub Auto и Evox имеют по четыре станции, согласно данным сервиса 2GIS. Еще две станции, которыми могут пользоваться владельцы электрокаров, построил "Дос-Кредобанк" (в Бооме и возле ТРЦ "ГУМ").

Что в перспективе?

Достоверно известно о нескольких договоренностях по поставкам зарядного оборудования в КР.

Так, о намерениях сотрудничать в производстве зарядной инфраструктуры в сентябре текущего года объявила корейская компания EVSIS, подписав с Минэкономом соответствующий договор.

Еще одной потенциальной компанией, которая может выйти на рынок Кыргызстана в части поставок экологически чистого общественного транспорта и зарядных установок для электрокаров, является китайская Gree Altairnano New Energy Inc. Она входит в список 500 крупнейших компаний мира и носит статус одного из лидеров по производству и выпуску электрических автотранспортных средств и зарядных установок. 18 августа текущего года председатель кабмина КР Акылбек Жапаров провел переговоры с вице-президентом данной компании Линь Пэном, обсудив вопрос поставок в Кыргызскую Республику электробусов и установки зарядных станций в необходимом количестве.

О готовности поставлять ПО для зарядных станций в Кыргызстане заявил также российский оператор зарядной инфраструктуры Sitronics Electro.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости