Российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (AКРА) видит макроэкономические риски для Кыргызстана в постоянном отрицательном сальдо счета текущих операций (превышение импорта над экспортом). Ситуацию могут изменить два транспортных проекта КР, считают аналитики агентства.
Так, AКРА видит риски в стабильно отрицательном высоком сальдо счета текущих операций страны, преобладании прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательном чистом экспорте (его объем стабильно ниже размеров импорта в денежном выражении). При этом агентство указало потенциал Кыргызстана, с помощью которого страна может выйти на другой экономический уровень.
И это два транспортных коридора "Север — Юг" и Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Как отмечает агентство, Кыргызстан с данным транзитным потенциалом может усилить позицию по экспорту услуг.
Добавим, что альтернативная дорога "Север — Юг" может быть открыта в 2024 году. А проект строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан активно разрабатывается с 2022 года. ТЭО проекта власти обещали сдать к июню текущего года (но сроков, судя по всему, не выдержали).
Согласно предварительным прогнозам, дорога позволит сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы почти на 900 км и на семь-восемь дней. Потенциальный объем грузоперевозок оценивается в 12-15 млн тонн в год.