В решении многих острых проблем в Кыргызстане содействует донорская помощь. Почти каждый житель страны знает, что государство активно сотрудничает с международными организациями. Однако мало кто может рассказать, какие именно проекты реализованы.
Если рассматривать внешнюю помощь на примере проектов в сфере ВИЧ, туберкулеза, онкологии и инвалидности, отсутствие полной картины внешней помощи можно объяснить разрозненной работой государственного, неправительственного и некоммерческого секторов.
В чем проблема?
Такой вопрос можно было бы решить систематизированной базой данных проектов внешней помощи. К сожалению, такого пока в Кыргызстане нет. Необходимо отметить, что при поиске какой-либо информации первым делом на ум приходит сайт с необходимыми данными. Однако на порталах госорганов и доноров часто не бывает нужной информации. А неправительственные (НПО) или некоммерческие (НКО) организации, реализующие социальные проекты с помощью международных доноров, не всегда имеют официальные сайты. Также в открытом доступе нет публикаций, актуальных отчетов и результатов реализованного проекта.
На «несработанность» частного и государственного секторов влияет несколько факторов.
Так, на практике гражданский сектор не может четко сформулировать требования и запросы, а значит не может оказать воздействие на соответствующие организации для улучшения ситуации с обеспечением доступности критически важной информации.
НПО сами отмечают о необходимости для них информации о внешней помощи с разбивкой по донорам и по сферам/проектам. Учитывая, что неправительственные организации не могут точно сформулировать нужный им запрос в госорганы, складывается ощущение об отсутствии опыта работы с информацией о проектах внешней помощи, навыков направления детализированных запросов. В свою очередь госорганы ссылаясь на сильную загруженность зачастую отказывают в предоставлении требуемой информации.
Такая же политика соблюдается и при размещении данных в открытых информационных ресурсах. Такая тенденция ведет к тому, что общественность начинает больше критиковать за рост кредитного долга страны и отсутствие реальных изменений.
Кроме того, растет недоверие из-за отсутствия полной информации о предоставленной помощи государству. Обычно люди представляют, что средства были «распилены» должностными лицами. Выходом из такой ситуации может стать более тесное сотрудничество гражданского общества и госсектора.
Как изменить ситуацию?
Эксперты утверждают о необходимости выяснить какая именно информация о внешней помощи нужна для гражданского сектора. Также нужно повышать уровень доверия общественности, для этого госорганам КР надо:
- регулярно размещать в открытых ресурсах информацию о помощи стране
- создать единую платформу с полной информацией о проектах внешней помощи
- внедрить стандарты для представительств доноров и команд реализуемых проектов по раскрытию необходимой информации о результатах проектов (сайт, регулярные публикации и т.д.)
- проанализировать причины не предоставления информации по запросам организаций гражданского сектора.