Внешняя помощь бюджету Кыргызстана. Кто стал крупнейшим донором страны

На поддержку бюджета и платежного баланса Кыргызстана в качестве внешней помощи было привлечено в общей сложности $3.12 млрд или 27.1% всей внешней финансовой помощи, привлеченной за период с 1992 по 2020 годы.

Эксперты проекта «Прозрачность внешней помощи, оказываемой КР» подготовили обзор, где отметили сколько в Кыргызстан поступает внешней помощи и насколько эффективно она используется. Мы уже рассмотрели первую часть обзора, где рассказывается общая информация о всей внешней помощи.

На этот раз изучим вопрос внешней помощи для поддержки бюджета.

Особенности бюджетной поддержки

Для внешней помощи на бюджетную поддержку и платежный баланс присущи следующие особенности:

  • Во-первых, в отличие от финансовой помощи на транспорт и энергетику, на бюджетную поддержку поступало больше в виде грантов. Так, доля грантовых ресурсов во внешней помощи на бюджет и платежный баланс составила 35.8%. Иными словами, в будущем Кыргызстан будет возвращать только 64.2% всей внешней помощи, полученной на поддержку бюджета.
  • Во-вторых, финансовая помощь предполагает принятие и исполнение страной-получателем определенной программы экономической политики, которая нацелена на создание условий для устойчивого роста в будущем. В частности, экономические программы, реализованные при финансовой поддержке Международного валютного фонда, имели целью стабилизацию уровня цен, оптимизацию расходов бюджета и повышение его доходной части. Программы финансовой поддержки Азиатского банка развития, Всемирного банка и некоторых других доноров предусматривали проведение крупных реформ в определенных областях, например, улучшение системы государственных закупок, повышение инвестиционной привлекательности, улучшение бюджетного процесса, реформы в избирательной системе, социальной защите, школьного образования и т.д.
  • Программы и реформ также предусматривают соответствующее бюджетное финансирование необходимых расходов. Например, реформы в системе школьного образования могут предполагать дополнительное оснащение компьютерной техникой средних школ, в системе социальной защиты – строительство и оборудование новых домов-интернатов. Кроме того, несмотря на свое общее наименование «поддержка бюджета», внешняя помощь, поступающая на эти цели, в конечном итоге предполагает вполне конкретные расходы: заработная плата бюджетников, закупка товаров и медикаментов, строительство объектов (школы, больницы, дороги и мосты). Таким образом, внешняя помощь на поддержку бюджета носит скорее межотраслевую природу, поскольку финансовые средства в конечном итоге идут на оплату вполне определенного расхода в конкретном секторе (образование, здравоохранение, энергетика, правопорядок, экология, сельское хозяйство и т.д.).
  • Кроме того, в 1990-е годы и в начале 2000-х годов часть кредитов от МВФ была получена на так называемую «поддержку платежного баланса». Данные средства, по сути, шли на пополнение и поддержание международных валютных резервов Национального банка. За счет этих валютных ресурсов страна осуществляла свои расчеты с внешним миром, включая импорт товаров и услуг, обслуживание внешнего долга, поскольку эти операции проводятся в иностранной валюте. Отсутствие или недостаток резервов иностранной сокращают возможности импорта, включая такие базовые и необходимые товары как продовольствие, медикаменты, нефтепродукты, газ и пр., и в конечном итоге отрицательно сказываются на благосостоянии населения, в особенности на его уязвимых  слоях (бедные, пожилые, безработные). Начиная с 2009 года, Кыргызстан не привлекал средств от МВФ на поддержку платежного баланса.
  • Еще одной особенностью внешней помощи на поддержку бюджета и платежного баланса является то, что в некоторых случаях реализация программ экономических реформ в рамках бюджетной политики, позволяет государству реструктуризировать свой внешний долг. Например, успешная реализация программ экономической политики при финансовой помощи МВФ позволили Кыргызстану дважды реструктуризировать двусторонний внешний долг перед Парижским Клубом  — в 2002 и 2005 году. Разумеется, реструктуризация проводится только когда она необходима — когда есть серьезные и объективные риски устойчивости долга и платежеспособности страны-должника.

Крупнейшие доноры Кыргызстана

Внешняя помощь на бюджетную поддержку в 1992-2020 годы в разрезе доноров и финансовых инструментов

Как следует из диаграммы, крупнейшим донором Кыргызстана по объемам помощи на бюджетную поддержку является Россия. За 1992-2020 Россия предоставила $911.5 млн. Россия также является крупнейшим донором, предоставляющим средства на грантовой основе: всего было выделено $531 млн или 47.7% всех грантов, привлеченных на бюджетную поддержку.

МВФ выступает вторым донором по размерам финансовой помощи на бюджетные цели. Со стороны этой организации за 1992-2020 годы было выделено $735.9 млн. Международный валютный фонд не предоставляет финансовую помощь на грантовой основе, а его кредиты, как правило, выдаются сроком до 10 лет под низкую процентную ставку.

Азиатский банк развития и Всемирный банк входят в число традиционных доноров на цели поддержки бюджета. Объемы их помощи за рассматриваемый период составили $506 млн и $554 млн.