В Кыргызстане запретят овербукинг — что это вообще такое?

Сергей Батищев
В Кыргызстане запретят овербукинг — что это вообще такое?

Государственное агентство гражданской авиации (ГАГА) предлагает запретить в Кыргызстане авиакомпаниям продавать на рейсы билетов больше, чем мест в самолете. Соответствующие предложения вынесены на общественное обсуждение на сайте правительства.

Представьте, вы купили авиабилет, в день вылета заранее приехали в аэропорт, прошли регистрацию и даже сдали багаж, но на посадке оказались в конце очереди — и вас не пустили в самолет, потому что он переполнен.

Кошмарный сон рядового путешественника в международной авиации называется «овербукингом» (в переводе означает «излишняя продажа»). И вот его ГАГА предлагает в Кыргызстане официально запретить.

«При осуществлении воздушных перевозок пассажиров перевозчиком не допускается реализация количества билетов на воздушное судно, превышающее количество мест на воздушном судне», — такую норму содержит предлагаемый пункт 5 статьи 134 Воздушного Кодекса КР.

Лишний билетик? Да хоть два!

Овербукинг используют авиаперевозчики по всему миру. И придумали его изначально с благой целью — максимально заполнить самолеты. Авиакомпании заметили, что некоторые пассажиры не приходят на посадку. Так, ряд еврпейских авиакомпаний заявлял, что это, в среднем, около 5% пассажиров, а в российском «Аэрофлоте» говорили о 10-15 процентах. Причины — разные. Но перевозчики стали думать, что делать с пустыми креслами в полете. И решили — продавать билеты на них еще раз. Так открыли ящик Пандоры. Ведь на посадку могут явиться все, кто купил билеты, включая «лишние».

Овербукинг по всему миру

И снова западные авиакомпании стали думать, что делать, и считать, что выгоднее. И оказалось, что проще и дешевле найти добровольцев, кто пересядет с переполненного самолета на следующий или вовсе откажется лететь. Не бесплатно — но все довольны. Добровольцам — новый билет, гостиницу (при долгом ожидании рейса) и денежную компенсацию. Авиакомпаниям — максимально заполненные самолеты.

Со временем овербукинг узаконили. В Европе действует специальный Регламент ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии и по вине авиакомпании не попадаете на рейс, вам гарантируют пересадку и выплатят компенсацию. А если рейс переносится на следующий день — то дополнительно оплатят гостиницу и такси. Подобная практика узаконена и в США.

В России овербукинг не легализован. Авиакомпании применяют его на свой страх и риск. А пассажиры, не попавшие с приобретенными билетами на рейс, и вовсе оказываются на совести перевозчика. Нередко для получения компенсации им приходится обращаться в суд.

Из летающих в Кыргызстан российских авиакомпаний на овербукинге попадались: «Ют-эйр», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии»  и «Сибирь» (работает под брендом S7).

От редакции:

Пока не ясно, как, в случае принятия поправок в Воздушный Кодекс, будет работать новая норма о запрете овербукинга в Кыргызстане. Нет гарантий, что иностранные авиаперевозчики, летающие в КР и продающие «лишние» билеты на рейсы в своих странах, не будут это делать в Кыргызстане. А значит, необходимы дополнительные нормы — в частности, о компенсациях пострадавшим от овербукинга пассажирам.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости