Влияние социальных сетей на честность выборов в Кыргызстане

В период с 12 марта 2021 года по 9 апреля 2021 года Общественный фонд «Центр Медиа Развития» — кыргызская медиа-организация, и MEMO 98, словацкая некоммерческая специализированная организация по мониторингу СМИ, осуществляли мониторинг социальных сетей в преддверии местных выборов 11 апреля.

Основная цель мониторинга заключалась в том, чтобы определить влияние социальных сетей на честность выборов и степень предоставления важной информации посредствам социальных сетей, которая необходима избирателям для принятия ими решений. Телевидение является основным источником информации о политике, но следует признать растущую актуальность социальных сетей, и поэтому мы продолжили мониторинг Facebook и Instagram.

«Нам было интересно определить, в какой степени социальные сети используются в Кыргызстане во время выборов. MEMO 98 и Центр Медиа Развития (MDC) проводили мониторинг социальных сетей в преддверии парламентских выборов 4 октября, а также досрочных президентских выборов 10 января 2021 года«, — рассказали специалисты.

В Кыргызстане насчитывается приблизительно 2.5 миллиона пользователей социальных сетей, что составляет примерно 40 процентов населения (по сравнению с 22% пользователей социальных сетей в Центрально-азиатском регионе), с аудиторией 2.1 миллиона в Instagram и 610-тысячной аудиторией в Facebook (люди, которые доступны через рекламу в Facebook или Instagram на соответствующих платформах).

Мониторинг включал аккаунты акторов (субъектов) в Facebook и Instagram четырех категорий (политики, политические партии, государственные органы и СМИ). Из первоначального списка из 25 политических партий, которые участвовали в выборах в Бишкекский городской кенеш, лидеры этих партий и президент Садыр Жапаров; три государственных органа, связанных с местными выборами, в мониторинг в конечном итоге были включены те участники, у которых на момент мониторинга были публичные страницы или учетные записи в Facebook и Instagram. Такие аккаунты были обнаружены у 8 политиков, 21 политической партии и 3 государственных органов в Facebook, а также у 22 политиков, 20 политических партий и 2 официальных органов в Instagram.[1]

Политики, политические партии, государственные органы опубликовали в общей сложности 2 519 сообщений в Facebook и 2.153 сообщения в Instagram. Эти посты сгенерировали 286.4 тысяч взаимодействий в Facebook и 1 млн 816.6 в Instagram.

По уровню конкуренции выборы в Бишкекский городской кенеш  обошли даже выборы в Жогорку Кенеш КР, прошедшие в октябре 2020 года. Так на выборы в БГК было зарегистрировано 25 партий, от которых на 45 мандатов претендовали более 1 800 кандидатов. Такой уровень конкуренции привел к тому, что политические партии применяли как законные, так и незаконные методы воздействия на выбор избирателей. Так, к примеру, согласно анализу аккаунтов в Фейсбук[5] некоторые политические партии предположительно использовали поддельные учетные записи в своих предвыборных кампаниях.

Ролики подготовлены ОФ «Центр Медиа Развития» в рамках проекта «Влияние социальных сетей и интернет на избирательный период при проведении президентских и парламентских выборов в Кыргызской Республике 2021» при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание данного отчета является предметом ответственности Общественного Фонда «Центр Медиа Развития» и не отражает точку зрения Национального фонда в поддержку демократии (NED).