Пропорциональные или смешанные выборы депутатов Жогорку Кенеша? Плюсы и минусы каждой системы

Пропорциональные или смешанные выборы депутатов Жогорку Кенеша? Плюсы и минусы каждой системы

В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 11 апреля этого года, Жогорку Кенеш должен будет состоять из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Об этом напомнили специалисты Общественного фонда «Общее дело», осуществляющего независимое наблюдение за подготовкой и проведением выборов различных уровней.

При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом, а парламент и правительство в шестимесячный срок должны принять необходимые меры, вытекающие из Конституции, включая приведение действующих законов и своих решений в соответствие с Конституцией.

Так, межведомственной рабочей группой по совершенствованию законодательства о выборах депутатов Жогорку Кенеша разработаны два варианта избирательных систем:

  • По пропорциональной системе, но уже с открытыми списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, где избирателю предоставляется право избирать не только список кандидатов от политической партии, но и конкретного кандидата из списка политической партии
  • По смешанной (параллельной) системе, в соответствии с которой 35 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, а 55 депутатов избираются по пропорциональной системе (по закрытым спискам кандидатов, выдвинутым политическими партиями) по единому избирательному округу.

Фонд «Общее дело» считает, что каждая из предложенных избирательных систем имеет свои преимущества, при этом реализация каждой из них может привести к побочным эффектам и неоднозначным результатам.

Пропорциональная система с открытыми списками

В этом предлагаемом варианте предусматривается система проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша, при которой вся страна является единым округом. При этом в день голосования избиратель имеет право выбрать как политическую партию, так и одного кандидата внутри списка политической партии. Таким образом, мандаты получат кандидаты, за которых проголосовало большее количество избирателей.

«Общее дело» отмечает, что при выборе такой системы, по итогам проведения выборов существует вероятность формирования парламента, в котором будет большее представительство кандидатов из районов, в которых большая численность избирателей по сравнению с малыми районами.

Так, к примеру, по данным портала «Тизме» по состоянию на апрель 2021 года численность избирателей Кара-Сууйского района составила 246.8 человек, численность избирателей всей Таласской области составила 159.5 избирателей или, например, численность избирателей Чуйской области составила 596.8 человек, в Нарынской области 204.2 человек. При такой разнице в количестве избирателей в разных регионах всегда существует риск того, что в парламенте не будет представителей от малочисленных районов, областей.

Общественный фонд также отмечает, что несмотря на наличие в предлагаемой модели резервных мест для женщин, пропорциональная система с открытыми списками фактически не учитывает интересы молодежи, этнических меньшинств и ЛОВЗ.

Указанный риск обусловлен тем, что несмотря на требование о включении в списки кандидатов указанных категорий, при системе открытых списков избиратель напрямую выбирает кандидата и как правило выбор делается не в пользу молодежи, этнических меньшинств и ЛОВЗ.

Одной из проблем, с которой может столкнуться население при выборе указанной системы является то, что для ее введения и успешной работы необходимо значительное время для обучения членов избирательных комиссий, поскольку процедура подсчета голосов будет более сложной, в связи с необходимостью подсчета голосов как по каждой партии, так и по каждому кандидату внутри списка партии.

Кроме того, обучение следует проводить не только для избирательных комиссий, но и в целом для всех участников избирательного процесса, а в особенности необходимо проведение широкомасштабной работы с избирателями в целях четкого и ясного понимания ими процедур голосования.

Смешанная (параллельная) система

Фонд отмечает, что при проведении выборов по смешанной системе (мажоритарной и пропорциональной) с закрытыми списками кандидатов политических партий, есть вероятность возникновения ряда трудностей.

Например, первоначальные трудности могут возникнуть уже на этапе определения и утверждения границ одномандатных округов, так как могут возникнуть проблемы с обеспечением представленности населения определенных административно-территориальных единиц и создание условий для выражения недовольства утвержденными границами одномандатных округов.

Кроме этого, необходимо принимать во внимание опыт проведения выборов по мажоритарной системе в прошлом, когда в процессе установления итогов голосования имели место локальные конфликты между кандидатами и их сторонниками, судебные споры, которые в конечном счете могут привести к длительным срокам формирования нового состава Жогорку Кенеша.

Также при наличии закрытых списков кандидатов политических партий сохраняется влияние возможной внутрипартийной коррупции на качественный состав списка кандидатов от политической партии на этапах выдвижения и после дня голосования, в зависимости от личных предпочтений лидера партии и финансового состояния кандидатов.

Проведение выборов по смешанной системе фактически означает проведение совмещенных выборов, при которых будет необходимо оснастить избирательные участки оборудованием АСУ в достаточном количестве, которое позволит обеспечить процедуру отдельного голосования как по кандидатам по одномандатному округу, так и по спискам политических партий, а также возможность замены АСУ при их поломке и невозможности дальнейшего использования.

Кроме этого, может значительно увеличиться административная нагрузка на избирательные комиссии разных уровней, что в конечном счете может иметь влияние на качество проведения ими выборов.

Что в итоге?

На основе анализа предлагаемых избирательных систем «Общее дело» отмечает, что в целом в этих видах избирательных систем не обеспечивается доступность избирательного процесса для кандидатов, имеющих недостаточный финансовый статус. При этом при обоих системах остается высокой вероятность подкупа избирателей и иных злоупотреблений. В итоге все это может привести к формированию «олигархического» состава Жогорку Кенеша.

Принимая все это во внимание, «Общее дело» не выделяет определенную предлагаемую избирательную систему, при этом отмечает, что решение о выборе избирательной модели при проведении выборов депутатов парламента должно приниматься по результатам их широкого публичного обсуждения со всеми участниками избирательного процесса — избиратели, политические партии, гражданское общество и других во всех регионах страны.

Учитывая сжатые сроки, в которые предполагается изменение избирательного законодательства, широкое публичное обсуждение позволит принять решение о выборе определенной избирательной модели, которое будет вызывать общественное доверие, отражать интересы и соблюдать избирательные права всех участников избирательного процесса, обеспечит достоверность, прозрачность и конкурентность выборов депутатов, а также их легитимность.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.