Пять общественных организаций объединились и подготовили ряд рекомендаций Жогорку Кенешу, правительству, ЦИК, направленных на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства. Об этом стало известно на круглом столе «Результаты наблюдения за досрочными выборами Президента Кыргызской Республики».
Документ составлен Общественным фондом «Общее Дело», Объединением юридических лиц «Ассоциация Таза Шайлоо», Общественным фондом «Центр Медиа Развития», Общественным объединением «Агентство Социальных Технологий», Общественным фондом «Эгль».
Рекомендации коснулись следующих тем:
Права общественных наблюдателей
Общественные наблюдатели – важные субъекты избирательного процесса реализуют гласность избирательного процесса. Однако в действующем законодательстве общественные наблюдатели ограничены в правах при наблюдении и обжаловании итогов голосования. При этом они, как по своему статусу, так и практически, являются незаинтересованными в исходе голосования и наиболее объективными в вопросе публичного наблюдения.
Не коммерческие организации, осуществляющие независимое наблюдение, это тот институт, который через сеть своих общественных наблюдателей знает весь спектр допущенных нарушений, которые могут повлиять на результаты итоги голосования. В действующей редакции конституционного закона, обжалованием итогов голосования, наделены только кандидаты, политические партии и их наблюдатели, представители.
Данное ограничение может привести к определенной договоренности между политическими партиями и вопросы итогов голосования может оказаться не в рамках закона. В связи с этим считаем целесообразным наделить некоммерческие организации правом по обжалованию итогов голосования и результатов выборов.
И в целях минимизации и дальнейшего исключения нарушений при организации и проведения голосования необходимо обеспечения равенства возможностей общественных наблюдателей наравне с наблюдателями от кандидатов и политических партий, в связи с чем, предлагается уравнять их права.
Права избирателей
В связи с тем, что вопрос с вынужденной миграцией граждан и отсутствием возможности прописки по месту пребывания не решен и проблема остается открытой, предлагается вернуть институт избирательного адреса с возможностью для граждан включения в список избирателей (также с более детальной конкретизацией оснований и сроков) и голосовать по месту пребывания (по форме №2). Что будет позитивным шагом государства в сторону создания условий для граждан по реализации своего пассивного избирательного права.
В статью 15 конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР» рекомендуем вернуть норму, предоставляющую возможность смены избирательного адреса, при условии предоставления избирателем подтверждающих документов о необходимости смены избирательного адреса, ограничить право на изменение избирательного адреса в пределах одной области, увеличить сроки обработки заявлений, либо предусмотреть альтернативный механизм, обеспечивающий реализацию активного избирательного права граждан независимо от места его регистрации (прописки).
Выдвижение кандидатов
В целях исключения и минимизации влияния административного ресурса и его проявлениях при подготовке и проведении выборов, рекомендуется внести изменения, устанавливающие не приостановление полномочий, а освобождение от должностей государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных и муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) баллотирующихся в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее — ЖК КР) с момента выдвижения.
Пересмотреть количество избирательных барьеров при подаче документов на участие на выборах на должность Президента КР. Рекомендуется исключить избирательный залог и оставить не менее 30 тысяч подписей избирателей. При этом в качестве временных специальных мер рассмотреть возможность снижения количества достоверных подписей избирателей для женщин, баллотирующихся на должность Президента КР.
В целях обеспечения большей прозрачности избирательных фондов установить в законе требования о раскрытии источников происхождения денежных средств вносителей в случае внесения ими взноса свыше определенной законом суммы в избирательные фонды. Также рассмотреть предельные размеры средств, вносимых в фонды кандидатами и физическими лицами.
Нарушение избирательного законодательства КР
Правоохранительным органам следует предпринимать дальнейшие усилия по всестороннему и своевременному рассмотрению поступающих сигналов о нарушениях и информировать общественность о принятых мерах.
Выработать единообразную практику привлечения к ответственности за те или иные виды нарушения избирательного законодательства.
Информирование об избирательных процессах
Внести нормы, позволяющие СМИ и журналистам готовить аналитические материалы, в том числе и с описанием возможных последствий избрания/неизбрания кандидатов, списков кандидатов, в частности убрать такой признак агитации как «описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов, списка кандидатов»;
Дополнить конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР» и конституционный Закон КР «О референдуме КР», нормами, запрещающими использование образов, визуальных и речевых лиц, регулярно ведущих программ новостей и текущих событий в рекламных/агитационных материалах, а также внести требование об отделении агитационных материалов от информационных соответствующей рубрикацией;
Внести поправки/дополнения в конституционный Закон «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», а именно убрать следующее предложение из абзаца второго части 3 статьи 22: «…не должна допускаться дискриминация какого-либо кандидата или политической партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений».
Гендерный аспект
Государственным органам, организациям гражданского общества и международным партнёрам по развитию уделять больше внимания проблеме низкого уровня участия женщин в политической и общественной жизни, в особенности на высших выборных руководящих должностях, принимая адекватные меры по усилению потенциала женщин и снижение распространения гендерных стереотипов и предубеждений в обществе в отношении женского политического лидерства и разработка специальных программ по работе по повышению гендерной чувствительности представителей СМИ;
На основании ст. 28. закона «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», ЦИК КР совместно с органами прокуратуры принять меры с целью определения методики и порядка определения «пропаганды гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации» для создания в будущем прецедентов и процедур по пресечению фактов гендерной дискриминации в ходе избирательных кампаний;
В рамках реагирования на Заключительное замечание к IV докладу КР Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) от 11 марта 2015 года «расширять возможности и доступ к получению финансовых средств на проведение избирательных кампаний для женщин-политиков, с тем чтобы они могли составлять реальную конкуренцию кандидатам из числа мужчин», рассмотреть возможность внедрения различных мер, включая, но не ограничиваясь нижеперечисленными:
- предусмотреть в законодательстве возможность заменить частично или полностью внесение избирательного залога на дополнительное число подписей избирателей; • создание специальных общественных фондов по финансовой поддержке женщин кандидатов;
- предоставление дополнительной квоты эфирного времени в СМИ; • обеспечение безопасности женщинам-кандидатам во время агитационных мероприятий.
Права ЛОВЗ
Присоединится к Факультативному протоколу к Конвенции о правах инвалидов, и принять законодательные и другие меры, необходимые для обеспечения активного избирательного право граждан признанных недееспособными по решению суда, и граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Принять законодательные и/или иные меры, по обеспечению транслирования сурдопереводом или субтитрами бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации (дебатах, специальных репортажах и т. д., и стандартизировать язык жестов и рельефно точечный шрифт Брайля, на государственном и официальном языках.
Права отдельных категорий избирателей
Принять организационные или нормотворческие меры полного вовлечение в выборные процессы избирателей, находящихся в организациях, и учреждениях здравоохранения в день голосования, направление паспортов избирателей, находящихся в учреждениях под стражей, в администрации этих учреждений, в сроки, гарантирующих их внесение в списки избирателей в соответствующем избирательном участке и возможности проголосовать в день голосования вне помещения.
Усилить прокурорский надзор за исполнением норм выборного законодательства по обеспечению избирательных прав граждан отдельных категорий.