Здоровая экономика – это основа процветающего государства. Для этого бюджет страны должен быть максимально эффективным и прозрачным. К сожалению, Кыргызстан сегодня не может этим похвастаться. За 2019 год доходы бюджета Кыргызстана составили 148,7 млрд сомов, а расходы – 158,4 млрд. Из них более 127,8 млрд сомов – это налоговые поступления, это примерно 70% от общего дохода страны. Но мы все прекрасно знаем, что из-за теневых доходов и коррупции на всех уровнях значительная часть средств не поступает в бюджет. По примерным оценкам это около 30 млрд сомов или 400 млн долларов.
Почему в Кыргызстане сложилась такая ситуация и как из нее можно выйти рассказал экономический эксперт, кандидат партии «Ата Мекен» №6 Талант Исманов.
«За годы независимости правительство менялось почти 20 раз. Бюджет каждый год строился на основе видений этих правительств. Но прежде чем готовить бюджет, правительство должно вести последовательную политику и четко знать, что она хочет сделать и куда в целом идет страна. Наше правительство любит писать программы на десятки лет вперёд, не понимая, что технологии и рынок меняются ежеминутно. Наше правительство сейчас больше похоже на пожарника, который тушит самые горячие огни напряжения общества бюджетными средствами», — считает эксперт.
Талант Исманов считает, что бюджет Кыргызстана не выполняет своей основной функции — он не направлен на развитие экономики страны.
«Госдолг Кыргызстана приближается к $5 млрд. Кредиты, которые мы берем и непонятно куда тратим, дают значительных нагрузку на бюджет. Значительная часть средств у Кыргызстана уходит на обслуживание долгов, это примерно 20%, в денежном эквиваленте – почти $400 млн, при том, что наш бюджет едва достигает $2 млрд. А тем временем у правительства нет четкого плана выхода из этого кризиса, который длится уже несколько лет. Нынешний темп роста в 4-5% не даст того толчка, который поможет активизировать экономику. За долгие годы независимости в стране не создано ни единого глобального проекта, который бы давал мультипликативный эффект», — поясняет Исманов.
Однако, как считает эксперт, есть несколько эффективных способов того, как оптимизировать бюджет.
«Это и ежегодное сокращение госаппарата на 10-15%, и создание действенных промышленных или отраслевых зон льготного налогообложения, это и мониторинг трендов и волн рынка, когда рынок сам подсказывает какие отрасли надо развивать», — рассказал Талант Исманов.
Одним из таких трендов для Кыргызстана является экспорт образовательных услуг. Наша страна, как оказалось, занимает лидирующие позиции в этой отрасли. Ежегодно Кыргызстан получает от экспорта образования около $300 млн благодаря более 25 тысячам иностранных студентов.
«Этих студентов нужно защищать и всячески создавать им условия для более конкретного пребывания в нашей стране, чтобы образовательный туризм развивался. Необходимо привлекать частные инвестиции в систему медицинского образования. Частные ВУЗы, готовящие иностранных студентов – медиков должны освобождаться от налогов на 10-15 лет. Это должно стать отдельным направлением в программе нового правительства. Если мы наведём порядок в этой среде, то число студентов может увеличиться в 5 раз, а доходы от экспорта образования — превысить $1 млрд», — поясняет эксперт.
Еще одной значимой проблемой Талант Исманов назвал налоговое администрирование малого и среднего бизнеса.
«МСБ платит прозрачно свои налоги, а крупный бизнес зачастую находится под крышей чиновников. Поэтому они позволяют себе скрывать доходы, из-за этого вся налоговая нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса», — отмечает эксперт.
В качестве примера он привел крупные строительные компании, а также компании, занимающиеся разработкой месторождения.
«Я — не сторонник наказания и увеличения налогов, я — за открытые, четкие и внятные правила игры общественного договора. Надо сделать такие условия, при которых работать «в серую» будет невыгодно. Этого можно добиться не увеличив, а снизив налоги, но ужесточив наказание за их неуплату и искоренив коррупционную составляющую в фискальных органах», — пояснил Исманов.
Дополнительными источниками доходов бюджета могут принести реформы в системе управления госкомпаниями, считает эксперт. Госкомпаний в Кыргызстане насчитывается около 106. Однако половина из них остаются нерентабельными. Прибыль не приносят 22 из 52 акционерных обществ.
Показатели рентабельности многих объектов госсобственности остаются низкими, а суммы чистой прибыли снижаются. Это касается ЗАО «Альфа Телеком» (торговая марка MegaCom), ТНК «Дастан», Фонда развития предпринимательства, «Нарын ГЭС», «Найман ГЭС» и других компаний. План расходов ОАО «Бишкекский машиностроительный завод» и ОАО «Гарантийный фонд» увеличился на 206% и 162 % соответственно.
«Мы должны отдать убыточные предприятия под доверительное управление без права продажи. Для мотивации менеджмента — отдавать часть прибыли. Для исключения коррупционных схем — привлекать независимых директоров. В этом вопросе помогут отраслевые союзы, которых в нашей стране достаточно. Для эффективного менеджмента необходимо, чтобы зарплата топ-менеджеров зависела от уровня прибыли предприятия», — объяснил Талант Исманов.
Необходимость разработать и принять программу развития производственного сектора с каждым годом становится все более актуальным, подчеркнул эксперт.
«Сегодня кыргызский бизнес практически не вкладывает в производство, ограничиваясь торговлей, строительством, сферой услуг. На государственном уровне приоритетом должно стать именно производство. Именно производственники должны получать льготные кредиты, пользоваться налоговыми каникулами и другой поддержкой со стороны государства. Необходимо создать банк развития и активизировать сотрудничество со структурами, способными субсидировать и кредитовать на льготных условиях крупные промышленные проекты», — считает Талант Исманов.
Оплачено ПП «Ата Мекен» из избирательного фонда (р/счет 1299007840002080) уполномоченным представителем по финансовым вопросам Кулжановой Д. К.