Законодательный деструктив — что не так с новыми Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами

Законодательный деструктив — что не так с новыми Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами

В Кыргызстане истекает срок общественного обсуждения новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-исполнительного кодекса. В Международном деловом совете (МДС) рассказали, что не так с новыми редакциями.

Как отмечают в МДС, проекты кодексов были разработаны в спешке буквально за несколько месяцев без вовлечения широкого круга специалистов и гражданского общества.  Для сравнения, на разработку и экспертизу действующих кодексов ушло два года, потом еще два — на обсуждение в парламенте, плюс два года – на обучение сотрудников судов. Но даже с учетом такого длительного времени  сейчас выявляются недоработки и шероховатости, которые требуют исправления.

Что не так с новыми кодексами

1. Излишние полномочия для прокуратуры и правоохранительных органов

  • Статья 34 предлагаемой редакции УПК КР предусматривает, что прокурор уполномочен осуществлять как досудебное производство, так и надзор за досудебным производством. Учитывая, что остается норма, когда прокурор в некоторых случаях имеет право передавать уголовное дело для расследования независимо от подследственности, усматривается конфликт интересов и излишние дискреционные полномочия прокурора.
  • Статьей 152 проекта новой редакции УПК КР предусматривается доследственная проверка, в ходе которой следователь или прокурор вправе производить определенные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе истребование документов и предметов. При этом следователь или прокурор имеет право на проведение в исключительных случаях дополнительной доследственной проверки до 20 суток, однако законопроектом не предусмотрено, какие случаи являются исключительными.
  • В действующем УПК КР подозреваемый имеет право на защитника с момента фактического задержания, а случае отсутствия выбранного защитника — на гарантированную государством юридическую помощь. Согласно предлагаемой редакции подозреваемый имеет право на адвоката только с момента первого допроса, а при задержании — с момента фактического доставления его в орган дознания.
  • Статья 32 проекта УПК КР предусматривает, что некоторые меры пресечения подозреваемого могут быть избраны без участия следственного судьи, такие как подписка о невыезде, передача под наблюдение командования воинской части, передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или лиц и организаций, их заменяющих.

2. Общий вектор на криминализацию правонарушений

Часть действующего Кодекса о проступках переходит в предлагаемый проект Уголовного кодекса, то есть криминализируется, а оставшиеся нормы кодекса о проступках и кодекса о нарушениях  переходят в Кодекс об административных правонарушениях — как это было ранее, до 2019 года.

3. Противоречия, нормы, содержащие широкие дискреционные полномочия

К примеру, широкий разбег в санкциях в виде штрафов от 20 тысяч сомов до 5 лет лишения свободы, что несет в себе коррупционные риски и повод для «торга».
  • Статьей 82 проекта новой редакции УК КР пробация расширяется до тяжких преступлений и может быть применена для таких преступлений, как торговля людьми, пытки, похищение человека, торговля несовершеннолетними.

Что предлагает бизнес

В МДС предлагают отозвать проекты новых кодексов, потому что никакой необходимости в них нет. Во-вторых, пока не доказано обратное, бизнес предлагает ограничиться лишь небольшими правками в соответствии с новой Конституцией.

В целом необходимо отложить принятие всех серьезных законопроектов, не связанных с приведением в соответствие с новой Конституцией, до лучших времен, когда будут сформированы новый парламент, постоянное правительство. А также когда будет достаточно времени для обсуждения к этому и будет располагать общественно-политическая ситуация, считают в организации.

«Нужно прекратить этот законодательный деструктив. В последние месяцы мы видим очень много законодательных инициатив, которые были разработаны поспешно, и которые так же поспешно планируется принять, при этом они содержат многочисленные противоречия и в них заложено множество рисков. К сожалению, мы много времени тратим на борьбу с вот такими инициативами вместо того, чтобы заниматься конструктивными вопросами», — добавили в МДС.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.