Летний кризис в Кыргызстане из-за пандемии коронавируса и его последствия, которые до сих пор оставляют след в жизни кыргызстанцев, дополнились последовавшими за парламентскими выборами осенними событиями.
О том, как совокупность этих проблем сказалась на микрофинансовой отрасли Финансовое издание Economist.kg побеседовало с заместителем председателя ЗАО МФК «ИНКОМ» Саматом Каликеевым.
— Как вы пережили беспорядки, случившиеся с 5 на 6 октября?
— Ранее пережив две революции, заранее знаешь о последствиях. В первую революцию люди действительно верили в светлое будущее, никто не шел за 2 тысячи сомов на площадь, шли за справедливость, против семейственности и режима. Но что мы получили? Ничего. После второй революции ситуация для народа повторилась.
После каждой революции кредитный рейтинг и доверие страны падает в международном сообществе. Никому не хочется инвестировать в страну, где периодически случается дестабилизация. С каждым переворотом страна больше теряет, чем приобретает. Вспоминаются слова французского писателя Виктора Гюго о том, что «революция ведет к нищете, а нищета ведет снова к новой революции», это замкнутый круг.
— «ИНКОМ» недавно произвел слияние с МФК «Аим Кредит» и у компании стало гораздо больше филиалов. Они пострадали во время беспорядков?
— С филиалами, к счастью, все хорошо. Но головной офис компании немного пострадал, так как мы находимся в буквально в ста метрах от площади. На нашей улице столкнулись силы противостояния и это вылилось в последствия: разбитый баннер и логотип компании.
— Как беспорядки повлияли на поток клиентов?
— Сам по себе 2020 год был не очень хорошим для всего мира. Началось все с пандемии коронавируса, как вы знаете, государство объявило ЧП, все предприятия, рынки, учреждения были закрыты. Никто не работал, и мы в том числе. Далее, слухами начали пугать о том, что осенью вновь будет карантин, а теперь эти события — начала октября. Люди боятся сейчас начинать какую-либо деятельность, потому что риск очень высок. Если у кого-то и имеются деньги, они хранят их на всякий случай.
Поток клиентов сократился. Если сравнить влияние на экономику пандемии и событий 5 октября, то второй случай можно назвать «мелочью». Главное, чтобы не было второй волны пандемии.
— Как в этот раз сектор отреагирует на такие события?
— Если сравнить влияние на экономику пандемии коронавируса и октябрьских событий 2020 года, то второй случай можно назвать «мелочью». Главное, чтобы не было второй волны пандемии. Если брать в цифрах, то на начало года, по данным Минфина, ВВП Кыргызстана должен был подняться на 5%. Теперь же наоборот, после пандемии ВВП сократится на 5.6% и это при хорошем сценарии, если не будет второй волны.
— Как оцениваете ситуацию в целом и на фоне пандемии, что изменилось в работе?
— В целом ситуация на данный момент пошла на улучшение, все предприятия возобновили свою работу, люди начали получать заработную плату, рынки открылись. У людей появились доходы. Теперь население может исполнять свои обязательства, а экономика оживилась, правда не во всех сферах.
Что касается нашего сектора, то спрос на кредиты заметно сократился. Связано это с тем, что у людей страх. Страх начать какое-нибудь дело, которое могут в любой момент закрыть на карантин.