Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

Все, что нужно знать о работе независимых наблюдателей на предстоящих выборах. Интервью с главой ОФ «Общее дело» Аидой Суйундуевой

Все, что нужно знать о работе независимых наблюдателей на предстоящих выборах. Интервью с главой ОФ «Общее дело» Аидой Суйундуевой

За предстоящими выборами очередного созыва депутатов парламента Кыргызстана будет следить команда отечественных независимых наблюдателей из примерно 500 человек. Обучением и тщательной подготовкой такой масштабной группы в рамках проекта «Независимое наблюдение за парламентскими выборами» занимается команда профессионалов из Общественного фонда «Общее дело». Это некоммерческая организация, созданная специально для мониторинга очередного избирательного процесса.

Как пандемия сказалась на подготовке независимых наблюдателей, чем отличаются краткосрочные и долгосрочные наблюдатели, и «тревожном чемоданчике» мы поговорили с главой фонда Аидой Суйундуевой.

— Расскажите, пожалуйста, подготовка наблюдателей как-то изменилась за последние 10-15 лет?  И в чем вообще заключается их основная работа?

— Если раньше организации находили людей там, где могли их найти – обучали и выдвигали в качестве независимых наблюдателей, то сейчас этого становится недостаточно и организации пытаются перейти на методы использования систематического анализа и сбора максимально полных данных избирательного процесса. Грубо говоря, если у нас в стране 2.5 тысячи избирательных участков, то нужно собрать достаточное количество информации, чтобы можно было проецировать результаты на всю картину.

Если, например, на 10 участках есть наблюдатели и только на одном есть самые грубые нарушения, то нельзя опираться на данные с одного этого участка, хотя они представляют максимальный интерес. Однако это будет не показательно для всего процесса.

Мы стремимся к тому, чтобы все собранные нами данные были достоверными и полными. Нужно свести к минимуму субъективизм. При составлении форм мы много работаем над формулированием вопросов, чтобы они были понятны и исключали разночтения.

— Началась ли подготовка и если да, то сколько уже выучено специалистов? Как проходит вообще этот процесс?

— Наблюдение состоит из нескольких компонентов: долгосрочное наблюдение в период до выборов, в день выборов и после них, и краткосрочное наблюдение.

По долгосрочным наблюдателям сейчас завершается открытый конкурсный набор на 110 позиций. Это даст нам 55 команд по два человека, которые будут работать в 54 ТИКах и в Центральной избирательной комиссии. Сейчас параллельно разрабатывается онлайн тренинговая программа, так как мы вынуждены были, как и многие другие организации, отказаться от первоначальных планов и сократить риски для здоровья наших наблюдателей.

Впервые, пожалуй, такое обучение будет проводиться в формате онлайн. По итогам будем закреплять результаты дополнительными тестами и сессиями, чтобы максимально подготовить их к работе.

Буквально через неделю начнется рекрутирование краткосрочных наблюдателей. Их будет от 300 до 500, этот вопрос еще находится на стадии уточнения. К середине сентября они уже будут обучены. Мы запланировали как минимум два теста и две репетиции дня голосования – это довольно интересное мероприятие, так как мы практически полностью «прогоняем» день голосования.

Наблюдатели выходят на те участки, на которые мы их направили и отчитываются по стандартизированной форме отчетности, чтобы мы могли понять, насколько они усвоили материал и понимают последовательность действий в день голосования. Такая усиленная подготовка позволит обеспечить эффективную работу в день голосования.

— Чем отличаются друг от друга краткосрочные и долгосрочные наблюдатели?

— Долгосрочные наблюдатели до дня голосования наблюдают за формированием избирательных комиссий. Это те люди, которые также наблюдают за агитацией политических партий, выдвижением, съездами, нарушениями в агитационный период, за уточнением списка избирателей, какую работу проводят УИК, какие меры предосторожности применяются. В том числе будет проведена работа, чтобы в день голосования обеспечить всех средствами защиты от вируса, объяснить людям как они будут голосовать и какие правила необходимо соблюдать на участках.

В день голосования они будут наблюдать за подведением итогов в ТИКах. Их работа продолжится и в поствыборный период – они будут смотреть на работу ТИКов по рассмотрению избирательных споров и жалоб.

Краткосрочные же наблюдатели будут смотреть за выездным голосованием 3 октября, в сам день голосования 4 октября и именно в наблюдении за процедурами дня голосования заключается их работа.

— Как готовят наблюдателей в текущих условиях?

— Мы изучили опыт других стран, в частности СНГ и Восточной Европы, которые столкнулись с теми же вызовами, что и мы. Абсолютно все организации испытывают одинаковые проблемы – летят сроки, а для мониторинга выборов это очень критично и наиболее «религиозно» они соблюдаются именно такими организациями как наша. Но в данном случае мы имеем форс-мажор, который от нас совершенно не зависит и влияет абсолютно на все, в том числе приходится вносить корректировки в заранее продуманные планы и объемы работы.

Практически все организации вынуждены переходить на онлайн обучение, но при этом если такое возможно для долгосрочных наблюдателей, то для краткосрочных – это более сложно и скорее всего нам придется делать это традиционным способом. Тренинги довольно специфические и мы должны обучить человека большому массиву данных. Особенно это сложно для тех, кто впервые выступает в роли наблюдателя.

— Наблюдателям дают какие-либо инструкции относительно мер безопасности или своеобразный «тревожный чемоданчик»? Что наблюдатель будет делать, если его попытаются подкупить?

— Я думаю, подкупать наблюдателя не имеет большого смысла. В нашей практике однажды был случай, когда наблюдателя пытались посадить в машину и увезти с места его работы, полагая, что у него есть уникальные данные. Поэтому мы с наблюдателями прорабатываем разные внештатные ситуации и возможные форс-мажоры.

Но одно железное правило действительно есть. Например, журналисту, как правило, важно находиться в эпицентре событий, даже если его жизни будет что-то угрожать. Наш протокол абсолютно противоположный и мы учим всех наблюдателей, что, если их жизни и здоровью будет что-либо угрожать, они должны как можно быстрее покинуть это место и найти безопасное.

— На каких условиях работают наблюдатели? Это добровольный труд или же они получают вознаграждения, зарплату?

— Все наблюдатели – это прежде всего активные граждане.  Они не получают зарплату, но получают небольшое вознаграждение за работу и это непростая, напряженная, но в то же время интересная работа.

Ad coverAd cover