Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

Система проведения выборов в КР улучшилась? Можно ли проводить их сейчас? На вопросы отвечает глава фонда «Общее дело» Аида Суйундуева

Система проведения выборов в КР улучшилась? Можно ли проводить их сейчас? На вопросы отвечает глава фонда «Общее дело» Аида Суйундуева

Не смотря на бушующую в Кыргызстане и в мире пандемию коронавируса, предстоящие в октябре этого года парламентские выборы официально объявлены назначенными. Партии и отдельные кандидаты уже начинают свою активность и приготовились развернуть агитационные плакаты.

В самом разгаре идет подготовка и обучение тех, кто будет заниматься мониторингом качества и прозрачности выборов – независимых наблюдателей по проекту «Независимое наблюдение за парламентскими выборами». Этим занимается команда профессионалов из Общественного фонда «Общее дело».

Текущая ситуация не могла не повлиять на все процессы в проекте. Об этом и о том, можно и нужно ли проводить парламентские выборы в период пандемии, а также как изменилась за последние годы избирательная система в Кыргызстане мы поговорили с руководителем фонда Аидой Суйундуевой.

— В чем уникальность проекта и миссия фонда на предстоящих выборах, какова основная цель?

— «Общее дело» – новый фонд, однако сотрудники, создавшие его, имеют обширный опыт организации независимого наблюдения и проведения исследований, кампаний по гражданскому образованию с 2001 года.

Миссия организации – это создание возможностей для граждан полноценно участвовать в процессе принятия решений. Именно это улучшает само качество принимаемых решений и влияет на развитие институтов демократии, на качество услуг, оказываемых государственными структурами, и соответственно на качество жизни людей. Мы верим в силу гражданского участия в процессе принятия решений.

Уникальность проекта и, наверное, самое главное – это то, что мы собрали все самые передовые методики независимого наблюдения и придумали свои новые решения. Ведь невозможно в каждой стране делать одно и то же, везде разный контекст, законодательная база и практика. Также на разном уровне развития находятся и сами политические партии. Поэтому вызовы везде разные и под каждую страну нужно целенаправленно подбирать подходящие решения. Если мы говорим о независимом наблюдении – самое главное, что за последние 10 лет произошел большой прорыв именно в методологии и независимых подходах.

— Вы сказали, что фонд молодой. Сколько существует организация и какие в вашей команде собраны сотрудники?

— Фонд прошел регистрацию в марте 2019 года и перерегистрацию в сентябре того же года. Как организация мы новички, но состав тем не менее звездный. Это те люди, которые не известны широкой общественности, так как не публичные персоны, но умеют делать статистическое наблюдение, параллельный подсчет голосов, телефонные опросы. У нас много таких звезд, в том числе это наш юрист.

Есть несколько молодых перспективных сотрудников, у которых хороший опыт организации трех выборных кампаний, а это довольно сложно в плане логистики и планирования. На территории СНГ несколько из этих людей в прямом смысле «штучный товар». Специалисты такого уровня есть только в Украине, Грузии, Молдове и России. То есть в тех странах, где независимое наблюдение более развито.

Мы должны быть более подвижными, потому что ни одна выборная кампания не похожа на предыдущую, она уникальна. Ничего не стоит на месте и любая организация, которая выбирает для себя путь мониторинга выборов должна постоянно расти, учиться новому, оттачивать методологию, узнавать о новинках на рынке и внедрять их.

Я надеюсь, что у нас это получится, так как мы придумали много идей на предстоящие выборы.

— В сложившейся ситуации с пандемией очень бурно обсуждался вопрос, можно и нужно ли вообще проводить выборы. Какова позиция фонда в этом вопросе?

— С правовой точки зрения тот факт, что проведение выборов все-таки было объявлено в срок и непосредственно президентом – верно. Даже если бы глава государства не объявил это лично, выборы все равно считались бы объявленными. Не существовало правовых оснований их не назначать, так как практически не бывает таких ситуаций, из-за которых могут быть отменены выборы. В законодательстве есть единственная оговорка – это режим чрезвычайного положения, как мы могли в итоге видеть с местными выборами. Но при этом нет никаких стандартов о сроке, на который можно отложить проведение выборов.

Другая сторона этой медали – морально-этическая. Если осенью ситуация с заболеваемостью поменяется, как это предсказывают, наверняка вопрос будет пересмотрен. На сегодня нет четкой формулы по обеспечению прав и безопасности граждан на выборах в условии пандемии.

На сегодня нет четкой формулы, как обеспечить реализацию избирательных прав граждан  и безопасности граждан на выборах в условии пандемии.

Однако, если выборы будут перенесены, это также повлечет за собой последствия и их тоже надо будет решать. Так что это неоднозначный вопрос.

— Как за последние годы улучшилась система проведения выборов? Какую роль в этом сыграли независимые наблюдатели?

— На все те вопросы и замечания, которые поднимаются наблюдателями в период до и после выборов, государство в итоге все-таки реагирует. Например, биометрическая система сняла основную часть проблемы фальсификации, тогда как до этого наблюдатели на протяжении 20 лет говорили об этом и поднимали данный вопрос.

Еще один аспект – это проблема подкупа избирателей. На этот раз законодательство в отношении подкупа избирателя сильно ужесточено и нам предстоит посмотреть, как будет работать новая норма. Использование административного ресурса – еще один пример проблемы, которая неоднократно поднималась международными независимыми наблюдателями. Неправительственные организации также неоднократно поднимали вопрос об опубликовании прозрачной информации относительно избирательных фондов и на сайте ЦИК.

— Каков масштаб проекта, помимо наблюдателей какие еще будут «фишки»?

— Конечно, Фонд нацелен на долгосрочную деятельность, и мы не ограничимся исключительно наблюдением за парламентскими выборами. В рамках и данного проекта, и в дальнейшем при организации проектной деятельности, мы намерены реализовывать проекты гражданского образования, содействия более активному участию граждан в процессах управления.

— Можно поподробнее о самом процессе предстоящей работы? Как производится сбор данных?

— Сбор данных происходит таким образом: разрабатывается систематизированная форма сбора данных. Все обучение наблюдателей подгоняется под эту форму, а в процессе учебы проводятся тестирования, симуляции и даже репетиции предстоящих выборов – все, что может подготовить наблюдателя к эффективной работе в день голосования. Если это долгосрочный наблюдатель, то он работает в период до выборов, в день голосования и в поствыборный период.

Вся полученная информация аккумулируется в базе данных – либо в очень простой как google-форма, либо специализированной.

— В чем разница между краткосрочным и долгосрочным наблюдателем?

— Если говорить про долгосрочное наблюдение, то мы охватываем все территориально-избирательные комиссии. Это важно, так как мы получим картину со всех ТИК всех регионов, что даст на выходе максимально полные данные.

Если же мы говорим о краткосрочном наблюдении, то мы используем выборку, так как она будет репрезентативная и пропорциональная. При условии, что все пройдет успешно, мы получим полный массив данных и сможем увидеть картину того, как прошло голосование по всей стране.

Кстати, в день выборов мы будем делать онлайн трансляцию из нашего call-центра, чтобы все, кто отслеживает данные могли получать их.

— Что готовится по итогам наблюдения – отчеты, замечания, предложения? И что с ними станет?

— По итогам реализации наблюдения за парламентскими выборами «Общее дело» подготовит предварительный и финальный отчеты, где будут отражены итоги нашего мониторинга. Наша цель – дать по полученным итогам рекомендации.

Сейчас сложно сказать, какими будут выборы, но мы надеемся, что наши наблюдения будут важны всем участникам избирательного процесса, которым они будут направлены.

— Почему важно проводить наблюдение?

— Мониторинг проводится для реализации обязательств Кыргызстана перед ОБСЕ о проведении честных и прозрачных выборов. Одно из этих обязательств – обеспечение условий для независимого наблюдения за выборами внутри страны.  Мониторинг выборов проводится с целью наблюдения, анализа и подготовки рекомендаций об избирательном процессе.  Это важно, потому что наглядно можно увидеть, насколько страна продвинулась в процессе совершенствования избирательного законодательства.

— При поддержке какой организации проводится вся эта работа?

— Проект реализуется при финансовой поддержке USAID, а техническую помощь по независимому наблюдению оказывает Национальный демократический институт (NDI), который является лидером в этих вопросах. Все, что касается методологии, планирования, качественного сбора данных – у нас есть возможность получить доступ к самым передовым технологиям и практикам через NDI.

Также у проекта много местных партнеров – это неправительственные организации, с которыми мы сотрудничаем по разным вопросам и их довольно много.

Ad coverAd cover