Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

COVID-19 подтолкнет рынок ритейла в мир дополненной реальности

COVID-19 подтолкнет рынок ритейла в мир дополненной реальности

С учетом текущей обстановки и удаленной формы взаимодействия бизнес перестраивается, привычки у людей меняются. Сегодня торговые центры уже ищут новые способы выживания. И уже очевидно, что снижение ставок на аренду не спасет ситуацию. «Бизнес уже не будет прежним, а трансформация будет проходить быстро, но и для многих болезненно», — считает эксперт из Беларуси Олег Захаров, директор компании разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора.

Олег, расскажите почему дополненная реальность для торговли это соломинка спасения в текущей ситуации?

— Текущая эпидемиологическая обстановка заставляет людей во многих странах соблюдать нормы социального дистанцирования. Наша страна не исключение. Люди стараются находиться дома, и если выходят – то, как правило, за продуктами или в аптеку. Ритейлеры столкнулись сейчас с пустыми торговыми залами и встает вопрос: как продавать в таких условиях? Как не потерять связь с покупателем? Как предложить товар, чтобы клиент его мог изучить, пощупать, но при этом оставался дома? Вот здесь на помощь и приходит дополненная реальность – технология, которая позволяет «принести магазин» домой покупателю в виде виртуальной витрины, которая дает клиенту эффект полного присутствия товара в доме.

По некоторым данным,  в прошлом году, совокупный объем AR-рынка (рынка дополненной реальности) оценивался в более чем $10 млрд, а к 2023 году прогнозируется рост в  шесть раз — более $60 млрд. Очевидно, что в сложившейся ситуации основными двигателями AR-разработок станут здравоохранение и онлайн-ритейл.

А готовы ли потребители к такой форме шопинга?

— Как показывает опыт внедрения технологии дополненной реальности – покупатели очень позитивно относятся к данной технологии. Она доступна практически для каждого, так как работает через смартфон. Данная технология позволяет одномоментно охватить большое количество пользователей – через специализированные мобильные приложения, которые могут в настоящее время заменить шоу-румы, витрины, целые магазины. По сути – весь магазин может уместиться «в кармане». Первое знакомство клиентов с технологией состоялось несколько лет назад, когда появилась игра «PokemonGo». Она имела колоссальный успех. Теперь дополненная реальность это уже не развлечение. Она становится частью бизнеса и признана обслуживать интересы покупателей.

Хорошо, и как это будет работать?

— Все что нужно клиенту – скачать мобильное приложение, выбрать товар и навести на любую поверхность у себя дома. Он увидит цифровую копию товара, сможет рассмотреть его с разных сторон, приблизить, удалиться от него и «примерить» товар в своем интерьере. Важно, что товар изначально представлен в своем реальном размере, и после покупки не будет неприятных сюрпризов. У пользователя создается иллюзия присутствия товара в реальном мире.

— Сегодня на рынке Беларуси уже представлено такое бесплатное мобильное приложение и, что не менее полезно, так это то, что приложение позволяет получить скидку на товар. Представленное приложение AReelle объединяет торговую площадку с витриной, программу лояльности и возможностью заказать товар онлайн.

Это все функции приложения или пользователю доступно что-то еще?

— Сегодня многие родители не водят детей в детский сад, а дома их нужно чем-то развлекать. В приложении AReelle  есть раскраски в дополненной реальности. На первый взгляд они могут показаться обычными, но это только пока Вы не взглянете на нее через камеру смартфона.  В этот момент рисунок оживает и выглядит это увлекательно даже для взрослого человека.

Для пользователя технология бесплатная, а насколько это дорогое удовольствие для Заказчика?

— Разработка приложения с дополненной реальностью – это труд целой команды. И не только обычных программистов, но и специализированных специалистов, работающих с 3D-эффектами, что соответственно всегда сказывается на сроках и стоимости работ. Само приложение разрабатывалось около года. Конечная стоимость зависит от того, что хотел бы получить Заказчик. Варианты сегодня такие: свое собственное приложение магазина с дополненной реальностью или включение своей виртуальной витрины в уже разработанное приложение, например AReelle.

Как вы понимаете, разработка своего собственного приложения будет в разы дороже в сравнении с тем, чтобы «встроиться» в уже существующее AReelle. Подготовка цифровых копий товара – это дополнительные расходы. Но, в сравнении с любым планом-маркетинга и расходами на рекламу через обычные каналы, использование технологии дополненной реальности значительно выгоднее и не только в финансовом плане. Покупатель устал от назойливой рекламы в различных ее проявлениях, дополненная реальность еще ноу-хау рынка, а значит фокус внимания будет в разы выше на товаре. При детальном анализе и из практического опыта все это дает более дешевый и эффективный канал продвижения товаров ритейлеров.

На данный момент в мире существует несколько вариаций AR-разработок. Например, основанная на работе с гироскопом (до 10 000 у.е.), позволяющая размещать виртуальные объекты вокруг пользователя без привязки к ландшафту. Вариация, основанная на GPS (от 20 000 у.е.). В этом случае используется несколько технологий — GPS, Wi-Fi и компас. Существует еще вариация, основанная на работе с маркерами (от 7 000 у.е.). Тут главную роль играют маркеры, которые разработчик располагает в реальном мире. В этом случае камера смартфона сканирует QR-коды, фотографии, значки и так далее, а после этого выводит изображение на экран устройства. Вариация AR SLAM (от 10.000 у.е.), встраивает трехмерные объекты в окружающий мир и помогает взаимодействовать с ними.

Как посоветуете ритейлу применить технологию дополненной реальности?

— Я посоветую начать с самого актуального и долгоиграющего: виртуальной витрины. После того, как будет сформирован виртуальный магазин можно приступать к геймификации для удержания внимания клиента. И тут дополненная реальность также предоставляет ряд эффективных решений, опробованных на практике:

  • Виртуальный квест. Прогуляйся по магазину и посмотри на определенные товары с помощью мобильного приложения, открой виртуальный сюрприз и получи соответствующее поощрение за это;
  • Фотозоны в дополненной реальности. Покупатель становится в заранее обозначенное продавцом место в магазине, фотографируется с помощью мобильного приложения, и в итоге получает креативные фото для социальных сетей и не только.
  • Выстраивание коммуникации с покупателем в новом формате. При наведении мобильного приложения на упаковку товара можно получать виртуальные спецэффекты, которые и развлекут покупателя и снабдят полезной информацией.

Все перечисленные функции уже реализованы.

Ad coverAd cover