С водой шутить нельзя – Алмазбек Сокеев о низких тарифах на поливы и отношениях с соседями

Учитывая значимость водных ресурсов, Кыргызстан должен уделять особое внимание всем возможным рискам и угрозам, связанным с их использованием и управлением. Наиболее важными среди них можно назвать недостаточное финансирование водного сектора и нарастающее давление в трансграничном распределении воды.

В связи с этим Economist.kg обсудил с директором Службы водных ресурсов Алмазбеком Сокеевым, как должное финансирование и эффективная координация с соседними странами может помочь Кыргызстану обеспечить устойчивое управление водными ресурсами.

— Сколько необходимо денег для улучшения водообеспечения в Кыргызстане?

— В советское время на водное хозяйство Кыргызстана выделялось порядка 1 млрд рублей, что по курсу того времени эквивалентно в нынешнее время более $1 млрд. Представьте, сколько работы тогда проводилось, потому что в то время понимали, что ирригация для нашей страны в приоритете. Нам нужно было кормить население, выращивать продукцию, поэтому выделялись значительные средства.

С 2021 года у нас впервые произошло увеличение финансирования на ирригацию. Например, в 2021 году нам выделили 1 млрд сомов, и ежегодно сумма росла. В этом году финансирование составило 3.5 млрд сомов. Эта цифра должна увеличиваться ежегодно, если мы хотим обеспечить достаточный объем воды. Конечно, этих средств все равно недостаточно, но мы надеемся на дальнейшее привлечение средств наших международных партнеров.

По примерным подсчетам, на все работы по ирригации потребуется не менее $3-4 млрд. Эти средства необходимы для установки систем капельного орошения и дождевания, приведения в порядок каналов и строительства водохранилищ. Самым дорогостоящим является новое строительство. Например, если мы выделим $1 млрд на капельное орошение, это все окупится. Население сможет возвратить эти средства за счет повышения урожайности. Однако строительство водохранилищ потребует больше времени для возврата инвестиций — не менее 10 лет.

В советское время орошалось около 1 млн гектаров земли, что приносило значительные доходы в казну. Сейчас мы должны стремиться к увеличению урожайности на этих землях в два раза. Кроме того, у нас есть малоплодородные земли, которые тоже нужно осваивать. Посадка садов на предгорьях даст большой толчок для развития сельского хозяйства и увеличит доходы.

— У нас довольно низкий тариф на поливную воду. Будет ли он пересматриваться? Это ведь тоже источник финансирования

— Тарифы на воду у нас не менялись целых 25 лет. Сейчас тариф на воду у нас составляет 0.03 сома за м³/сек. В горных районах – всего 0.01 сома. За такие суммы невозможно что-то сделать. В современных условиях это вообще не деньги.

На данный момент мы подаем воду до населенных пунктов, а после ее уже распределяют местные ассоциации водопользователей. Но мы будем отходить от такой модели. Сейчас мы хотим подавать воду непосредственно напрямую фермерам, без участия ассоциаций. Потому что ассоциации лишь собирают с пользователей средства, но не вкладываются в хозяйственную сеть и не проводят ремонт. Подобными вопросами занимаемся мы сами, поэтому будет справедливо, если государство займется регулированием поливной воды самостоятельно.

Если мы будем сами собирать средства за поданную воду по тарифам, которые устанавливают те же ассоциации, то мы будем собирать в бюджет в 10-15 раз больше средств, чем сейчас. Это миллиарды сомов. Мы не должны полагаться только на государственные субсидии и гранты от доноров, внутренние сети должны окупать себя сами.

Опыт других стран показывает, что государство должно само заниматься управлением водными ресурсами. Так как это стратегический продукт, с водой нельзя шутить, эти драгоценные ресурсы нельзя передавать в частные руки. Мы хотим перенять лучшее из мирового опыта и внедрить его у нас. Самое главное – обеспечить фермеров водой и улучшить существующую систему.

— Какой должен быть тариф, чтобы он окупался и государство не было в минусе?

— Ну, для полной окупаемости тариф должен быть хотя бы в 30 раз больше, чем сейчас. В развитых странах минимальный тариф составляет больше двух-трех сомов. Наши ассоциации водопользователей уже давно подняли тарифы. Например, у них тариф составляет примерно 30-40 тыйынов. Мы планируем работать по аналогичным расценкам.

Мы пытались установить новый тариф на поливную воду с 1996 года. Прошло целых 28 лет. И вот уже в следующем году мы, наконец, будем менять правила игры. На данный момент планируем установить промежуточный тариф, который будет постепенно пересматриваться с учетом всех обстоятельств. Это правильный подход к управлению водой, и мы должны его применять у себя.

Важно подчеркнуть, что мы вовсе не хотим, чтобы нашим фермерам было тяжело. Это правда, что если тариф будет составлять 1 сом за м³, то на полив фермер будет тратить около 500 сомов. Но ведь фермер получает урожай благодаря воде, он зарабатывает на этом. Это равно стоимости двух тюков сена, а фермер может собрать 300-400 тюков. Я считаю, что заплатить стоимость пары тюков за воду — не такая уж большая проблема.

И все же, для перехода на новый тариф нужно пройти через трудности. У нас более 2 млн водопотребителей, с каждым нужно лично заключить договор. Это большая работа, но мы как можно скорее наладим базу данных, и уже в следующем году нам будет легче.

— Тариф будет один для всех или он будет разный, в зависимости от условий, в которых живет фермер?

— Я думаю, что тариф будет дифференцированным. Например, есть горные районы, где очень мало водопотребителей. Мы, скорее всего, будем их субсидировать. Таких районов около десяти. Остальные 40 районов будут работать по стандартному тарифу.

При этом в горных районах, например, в Нарыне, Чаткале или Джалал-Абаде, в основном выращивают многолетние травы или зерновые культуры. Эти районы будут поливать свои земли только два раза в год, поэтому для них тарифы будут ниже.

— Мы говорим о ценности воды. Скажите, как выстраиваются отношения с соседними странами по вопросам водопользования?

— Между нами подписаны протоколы и соглашения, по которым мы работаем. Согласно документам, Кыргызстан обязан обеспечивать и себя, и соседние страны, так как находится у истоков водных ресурсов. В начале года подписываются графики подачи воды, которые мы позже соблюдаем.

Однако есть важный момент, о котором я постоянно говорю нашим партнерам в соседних странах: если вы хотите получать нужный объем воды, то будьте добры вкладываться в инфраструктуру. На территории нашей страны есть объекты совместного пользования, и не только Кыргызстан должен тратить на них ресурсы. Здесь важна кооперация с нашими соседями.

Все должно быть честно и по справедливости. Соседи обязаны учитывать внутренние потребности Кыргызстана, а также наши потери по дороге при подаче того или иного объема воды. Чтобы не возникало этих минусов при переброске воды, другие страны быть также заинтересованы в том, чтобы вкладываться в наши каналы.

У Кыргызстана есть свои обязательства, когда дело касается водных ресурсов. И мы их не отрицаем, готовы честно выполнять. Но не стоит забывать, что у нас также есть и свои права. Это работает и в обратную сторону. Точно также, как у соседних стран есть право получать воду, у них должны быть и обязательства.

Мы всегда поддерживаем дружеские отношения с соседними странами, но у каждого есть свои потребности. Мы готовы учитывать их интересы, если они будут учитывать наши.


Напомним, в первой части интервью Алмазбек Сокеев рассказал читателям Economist.kg о проблемах водообеспечения в Кыргызстане, о том, как бороться с наступающей из-за изменений климата засухой и какие проводятся работы, чтобы у населения страны был бесперебойный доступ к водным ресурсам.

Как Кыргызстан справляется с проблемами обеспечения водой – интервью с Алмазбеком Сокеевым
Водные ресурсы играют жизненно важную роль в социально-экономическом развитии Кыргызстана. Однако, несмотря на их обилие, обеспечение устойчивой подачи воды остается актуальной проблемой. Это связано со множеством факторов, таких как изменение климата, рост населения, износ инфраструктуры и экономические трудности. Эффективное управление водными ресурсами требует комплексного подхода. О том, как улучшить водообеспеченность