«Зеленый» переход начинается не с глобальных заявлений, а цифр в квитанции: системные ошибки стран Центральной Азии

Economist.kg
«Зеленый» переход начинается не с глобальных заявлений, а цифр в квитанции: системные ошибки стран Центральной Азии

Большинство представителей малого и среднего бизнеса в Центральной Азии признают важность экологических подходов, но справедливо подмечают, что «зеленые» технологии дороги, долго окупаются и требуют времени на освоение. В то время как клиенты, банки и в большинстве случаев государство не предъявляют строгих экологических требований. В таких условиях «старый» способ производства пока выгоднее, особенно там, где каждый процент рентабельности критичен.

Эксперт по устойчивому развитию бизнеса и зеленым технологиям Ильяс Жумабаев обозначил системные ошибки на пути к устойчивому росту зеленой экономики в Центральной Азии.

Почему бизнес не спешит?

«Зеленые» технологии и решения (энергоэффективное оборудование, возобновляемые источники энергии, экологически чистые процессы) часто требуют значительных первоначальных инвестиций, что является препятствием для многих предприятий, особенно малых и средних. Проблему усугубляет отсутствие доступа к финансированию и высокие процентные ставки.

Даже если «зеленые» технологии экономичны в долгосрочной перспективе, срок окупаемости энергоэффективных решений составляет 5-10 лет (по данным ЕБРР, 2023). Это не всегда подходит бизнесу, ориентированному на быструю прибыль. Инвесторы часто предпочитают проекты с более быстрой отдачей, даже если они менее экологичны.

Отсутствует как таковая система господдержки и финансовых инструментов для стимулирования «зеленых» инвестиций. Налоговые льготы, субсидии, гранты и другие формы поддержки, которые могли бы компенсировать затраты и ускорить окупаемость, пока не имеют национального масштаба и покрывают лишь ограниченные потребности.

Кроме того, существующая система тарифов на традиционные источники энергии (уголь и газ) часто не отражает их реальную стоимость с учетом экологических издержек. Низкие тарифы на «коричневую» энергию снижают привлекательность «зеленых» альтернатив, делая их менее конкурентоспособными.

Регуляторные проблемы

Эффективность экологической политики зависит от строгого контроля за соблюдением норм и стандартов. Однако в странах Центральной Азии правоприменение в этой сфере слабое. Предприятия могут игнорировать экологические требования без серьезных последствий, что снижает стимулы для внедрения «зеленых» технологий.

Коррупционные риски также создают неравные условия для ведения бизнеса. В экологической сфере коррупция может проявляться в выдаче разрешений на природопользование в обход экологических требований, в занижении штрафов за экологические нарушения и в других формах злоупотреблений. Компании, готовые платить взятки, получают конкурентное преимущество перед теми, кто стремится работать экологично.

Как сделать экологию выгодной?

Цена – это универсальный язык экономики. Однако при ошибках в госполитике цены могут не отражать полной стоимости жизненного цикла производства товаров и услуг, особенно если в расчет не включены экологические издержки. В таком случае – потребитель не видит экономического стимула инвестировать в снижение расходов или более устойчивые решения, поскольку низкая цена маскирует реальную нагрузку на окружающую среду.

Яркий тому пример — централизованная система отопления в городах Центральной Азии (Бишкек, Ташкент, Душанбе, Алматы). По состоянию на 2020 год централизованное отопление оставалось нереформированной системой, унаследованной от советского периода. Тепло подавалось по графику в зависимости от температуры, без учета потребления конкретного здания. Плата рассчитывалась по нормативу, независимо от потребности помещения в тепле и использования ресурсов.

Отопление воспринималось как неконтролируемая услуга, что лишало смысла инвестиции в утепление, энергоаудит или модернизацию систем. Для бизнеса это означало невыгодность утепления: даже при снижении теплопотерь плата оставалась прежней. Отсутствие счетчиков и обратной связи не позволяло рассчитать экономическую эффективность решений.

Ситуация начинает меняться с внедрением инфраструктуры учета. Установка общедомовых счетчиков, особенно в офисных и коммерческих зданиях, делает затраты измеримыми, а экономию — видимой. Появляется возможность рассчитать экономическую эффективность инвестиций в энергоэффективность.

Именно здесь начинается настоящий «зеленый» переход — не с глобальных заявлений, а с конкретной строки в платежке.

Для частных домов вопрос энергоэффективности уже имеет прямую выгоду, поскольку владельцы оплачивают отопление по фактическому потреблению (газ, уголь, электричество). Это мотивирует экономить, но возлагает ответственность за теплопотери на хозяев.

Даже базовое утепление стен, крыши и замена окон позволяют сократить расходы на 30-40% с окупаемостью в пределах одной-двух зим.

Дополнительную экономию дают современные котлы, термостаты и меры по снижению утечек тепла. Однако без массовых программ поддержки, доступных кредитов и профессиональных решений «под ключ» многие семьи остаются один на один с дорогими технологиями, не зная, с чего начать и как избежать некачественного монтажа. Поддержка частного сектора – важная задача политики устойчивого развития в регионе.

В странах Центральной Азии возможности для частных потребителей генерировать энергию различаются. В Казахстане и Узбекистане действуют механизмы поддержки, включая фиксированные тарифы на закупку «зеленой» энергии, что делает установку солнечных панелей привлекательной. Такие правила позволяют производителям не только обеспечивать себя, но и получать доход от микрогенерации. В Таджикистане и Туркменистане подобные системы пока не внедрены, что сдерживает развитие малой распределенной энергетики.

Кыргызстан демонстрирует сдвиг: в Бишкеке появились первые объекты, подключенные к системе микрогенерации. Владельцы домов и бизнесов могут снизить расходы и зарабатывать, продавая излишки обратно в сеть по привлекательному тарифу, что делает инвестиции более доступными и оправданными.

Помимо солнечных панелей, потенциал микрогенерации может опираться на малые гидроэлектростанции. В горных районах Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана малые ГЭС могут быть единственным стабильным источником энергии для фермерских хозяйств, агробизнеса и отдаленных поселков. Такие установки способны не только покрывать собственные потребности, но и производить избыток электроэнергии. В отдельных случаях владельцы малых ГЭС подключаются к сети и продают излишки государству, используя ту же систему микрогенерации, что и владельцы солнечных панелей.

Финансовые и налоговые стимулы

Предоставление льготных кредитов и грантов для «зеленых» проектов должно стать приоритетом господдержки. Это может включать снижение процентных ставок, увеличение сроков кредитования, упрощение процедур и предоставление гарантий. Важно развивать специализированные финансовые институты, ориентированные на поддержку «зеленых» проектов, например, «зеленые» банки или фонды, предоставляющие финансирование на льготных условиях.

Важно применение принципов ESG (environmental, social, governance – окружающая среда, общество, управление) в странах Центральной Азии. Национальный банк КР утвердил Дорожную карту по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG в банковском секторе Кыргызстана на 2024-2026 годы. Более 15 банков страны уже внедряют принципы устойчивого развития.

Государственные закупки также важны для формирования спроса на «зеленую» продукцию и услуги. Приоритет «зеленым» компаниям и технологиям при госзакупках создаст стимулы для перехода на экологически чистые технологии и развития инноваций. Необходимо разработать четкие критерии «зеленых» закупок и обеспечить их прозрачность.

Предоставление налоговых льгот предприятиям, внедряющим «зеленые» технологии и производящим экологически чистую продукцию, может стимулировать «зеленые» инвестиции. Это может включать снижение налога на прибыль, налога на имущество и других налогов. Важно, чтобы налоговые льготы были четко определены и легко администрировались.

Например, предприятия, использующие возобновляемые источники энергии, могут быть освобождены от уплаты налога на имущество в отношении соответствующего оборудования.

Предоставление субсидий для «зеленых» проектов, особенно на начальном этапе, может помочь компенсировать затраты и ускорить окупаемость инвестиций. Например, субсидии могут предоставляться предприятиям, внедряющим энергоэффективные технологии, что позволит им снизить затраты на электроэнергию и повысить свою конкурентоспособность.

Расширенная ответственность производителя (РОП)

Введение налога на выбросы углекислого газа для стимулирования снижения выбросов может стать эффективным инструментом борьбы с изменением климата и перехода к низкоуглеродной экономике. Углеродный налог заставит предприятия учитывать экологические издержки и искать способы их снижения, например, путем внедрения энергоэффективных технологий и использования возобновляемых источников энергии.

Важно, чтобы углеродный налог был установлен на достаточном уровне, чтобы стимулировать реальные изменения.

Введение обязательной экологической отчетности для компаний повысит прозрачность и позволит обществу контролировать воздействие на окружающую среду. Экологическая отчетность должна включать информацию о выбросах, использовании ресурсов, образовании отходов и других экологических аспектах деятельности. Важно, чтобы экологическая отчетность была стандартизирована и легко доступна.

Внедрение системы РОП, перекладывающей ответственность за утилизацию отходов на производителей, может стимулировать их к разработке более экологически чистых продуктов и упаковки, а также к созданию систем сбора и переработки отходов. Важно, чтобы система РОП была разработана с учетом специфики отраслей и обеспечивала эффективную утилизацию отходов.

Зеленые технологии и новые формы неравенства

Парадокс зеленой трансформации в том, что те, кто меньше всего может позволить себе устойчивые технологии, зачастую платят за ресурсы больше остальных. Домохозяйства и малый бизнес, не имеющие средств на утепление, установку солнечных панелей или модернизацию систем, продолжают платить по нормативу или за неэффективное потребление, переплачивая за утечки и потери.

В то же время более обеспеченные слои населения и крупный бизнес инвестируют в энергоэффективность, снижают расходы, получают льготы и даже зарабатывают, продавая излишки в сеть. Так возникает энергетическое неравенство, при котором «зеленая» экономика рискует обслуживать тех, кто и так имеет доступ к возможностям, в то время как остальные остаются в уязвимом положении, ощущая, что им навязывают недоступные стандарты «устойчивого потребления».

Это особенно чувствительно в странах с высоким уровнем социального неравенства и ограниченными бюджетами, как в Центральной Азии.

Здесь зеленый переход не может быть просто технической модернизацией – это вопрос социальной архитектуры будущего. Поэтому на международном уровне разработан принцип Just Transition – справедливого перехода, согласно которому экологическая трансформация должна происходить одновременно с созданием механизмов защиты, вовлечения и поддержки уязвимых групп населения. Это не только субсидии или гранты, а целостная система: доступное финансирование, обучающие программы, сопровождение проектов на уровне малых сообществ, адаптация законодательства и тарифной политики.

Для стран Центральной Азии это означает необходимость системного подхода: переход к зеленой экономике не может быть только для тех, кто «уже готов». Он должен учитывать социальные риски, региональные различия и уровень доступа к ресурсам.

В противном случае зеленая повестка будет восприниматься как чуждая, элитная и несправедливая – и вместо поддержки получит сопротивление.

Выводы

Переход к «зеленой» экономике – сложный, но необходимый процесс для стран Центральной Азии. Для его успешной реализации необходимо создать экономические и регуляторные условия, делающие «зеленые» инвестиции логичным выбором. Рынок диктует поведение частного сектора – и при создании условий частный сектор проголосует «деньгами». К сожалению, только ради экологии действовать и меняться никто не будет.

Только комплексный подход, сочетающий финансовые стимулы, регуляторные меры и инфраструктурную поддержку, позволит странам Центральной Азии успешно перейти к «зеленой» экономике и обеспечить устойчивое развитие региона.

Важно помнить, что «зеленая» экономика – это не только забота об окружающей среде, а эффективное использование ресурсов, что ведет к повышению конкурентоспособности и улучшению качества жизни.

Зеленая трансформация — это не только инструмент эффективности частного сектора, она позволяет добиться государственной устойчивости и геоэкономической конкурентоспособности.

Для лидеров стран Центральной Азии «зеленый» переход может стать источником новых инвестиций, особенно со стороны Европейского союза, стран Ближнего Востока, Китая и международных банков.

Он открывает новые экспортные рынки — для текстиля, сельхозпродукции, минеральных ресурсов, если они произведены с низким углеродным следом. И позволяет снизить расходы на импорт энергоресурсов, сделать тарифы более стабильными и прогнозируемыми — что критично для политического спокойствия.

Кроме того, страны, первыми внедрившие «зеленые» стандарты, получат имидж устойчивых и современных экономик, что укрепляет их позиции как региональных лидеров.

Иными словами, зеленый переход может быть политическим капиталом, а не только бюджетной нагрузкой — если им управлять как стратегическим процессом.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости