14 января 2025 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) повысило долгосрочный кредитный рейтинг Кыргызстана до уровня В+ по международной шкале в иностранной и национальной валюте. Такие данные опубликованы в отчете агентства.
Краткосрочные рейтинги подтверждены на уровне В. Прогноз по долгосрочным рейтингам изменен на «Стабильный», что свидетельствует о высокой вероятности сохранения текущего рейтинга в ближайшие 12–18 месяцев.
Позитивные факторы повышения рейтинга включают:
- умеренный уровень госдолга с низкими процентными расходами благодаря высокой доле льготных займов;
- устойчивый экономический рост, способствующий увеличению доходов бюджета и усилению бюджетной дисциплины;
- стабильную поддержку международных институтов развития;
- низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.
К негативным факторам, свойственным КР, аналитики отнесли:
- относительно низкий уровень благосостояния населения;
- сильную зависимость экономики от факторов, связанных с внешним сектором, в особенности в части повышенного объема импорта и денежных переводов из-за границы;
- низкий уровень покрытия резервами внешнего долга, долга в иностранной валюте, импорта;
- сравнительно невысокие оценки факторов институционального качества и человеческого капитала.
Обоснование рейтинга
Повышение долгосрочного кредитного рейтинга страны связано с улучшением оценок факторов в рамках блоков «Макроэкономика» и «Институты». Суверенный кредитный рейтинг Кыргызстана на уровне В+ обусловлен сравнительно низким уровнем благосостояния населения, высокой зависимостью от состояния экономик главных торговых партнеров, относительно невысокими показателями институционального качества, умеренным уровнем госдолга, а также сравнительно благоприятными условиями для внешних заимствований и развития внешней торговли.
АКРА отмечает нацеленность Кыргызстана на реформы экономической политики и активное привлечение инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, что отчасти уже стало драйвером ускоренного роста экономики страны и улучшения ее фискальных счетов.
Макроэкономика
По данным АКРА, экономика КР отличается относительно низким уровнем благосостояния населения: среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около $2 тысяч, при этом данный показатель планомерно растет.
Для экономики страны характерны высокая внешняя зависимость по каналам торговли, особенно по импорту (доли КНР и России в первой половине 2024 года составили 50 и 18% соответственно), а также существенный отток трудовых ресурсов за рубеж. Последнее формирует дисбаланс на рынке труда и в долгосрочной перспективе может оказать давление на бюджетный сектор по линии пенсионного страхования. Отток рабочей силы и волатильность денежных переводов из-за рубежа со стороны резидентов также являются источниками рисков для платежного баланса. Зарубежные переводы денежных средств ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в период с 2019 по 2023 год, а в прошлом году этот показатель вновь увеличился.
Прогноз
Согласно прогнозам АКРА, среднегодовой рост экономики Кыргызстана в 2024–2026 годах составит 4.9%, а инфляция останется на уровне 5.7%, что способствует финансовой стабильности.
Государственные финансы
Агентство отмечает общую стабилизацию бюджета страны на фоне уверенного роста доходной части относительно расходов. Доля текущих расходов при этом остается повышенной (более 80% совокупных расходов), а также не ослабевает зависимость внутренних инвестиций и капитальных статей от программ внешней поддержки, что приводит к некоторой волатильности при формировании бюджета.
Несмотря на принятие довольно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Кыргызстану удалось сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году, стабилизировался на уровне 52% ВВП в 2022-м и на конец 2023 года составил 45.5%). Тенденция сохранения двойного дефицита (бюджетного и текущего счета) была прервана в 2023 году, когда бюджет был исполнен с профицитом 1% ВВП.
Согласно ожиданиям АКРА, в средне- и долгосрочной перспективе страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне. Этому будут способствовать низкие процентные платежи и заметное наращивание доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения. Заметную поддержку налоговым поступлениям в 2022–2024 годах оказал рост объемов импортной продукции. Условные обязательства КР оцениваются агентством как незначительные.
Внешняя позиция
Одними из главных характеристик внешней позиции Кыргызстана АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательный чистый экспорт. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — КР — Узбекистан».
Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне — 31% ожидаемого ВВП 2024 года. Однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования, полученные на льготных условиях с благоприятными параметрами выплат. Внутренний госдолг значительно меньше (10.5% ВВП 2024 года, прогнозируемого АКРА) и практически полностью является долгосрочным.
Агентство отмечает, что в конце 2023 года и в 2024 году наблюдалось некоторое восстановление валовых резервов Нацбанка КР— до $4.9 млрд на октябрь 2024 года. Однако постоянный отрицательный баланс внешней торговли может привести к значительному давлению на курс национальной валюты и истощению резервов. Такой сценарий в случае реализации создаст дополнительное давление на инфляцию и приведет к росту долговой нагрузки страны.
АКРА также отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Кыргызстана, так и объемов импорта. На конец 2024 года уровень покрытия резервами валового внешнего долга составил порядка 44%, а покрытие резервами импорта товаров и услуг, прогнозируемого АКРА на 2024 год, составляет около четырех месяцев, что оценивается агентством как низкий уровень покрытия.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост диверсификации торговли, увеличение притока инвестиций;
- значительное повышение уровня благосостояния населения, стимулирующее наращивание внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста;
- стабильное увеличение внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах;
- дальнейшие институциональные преобразования, способствующие повышению качества человеческого капитала.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций;
- импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (КНР и России) в связи с замедлением экономической активности в них;
- снижение объемов инвестиций в случае сокращения кредитования со стороны международных финансовых организаций, заметное ухудшение параметров бюджета;
- новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе, санкционные риски.