Кыргызстанцы теряют уверенность в соме — итоги опроса Freedom Finance Global

Индекс потребительской уверенности в Кыргызстане в октябре 2024 года продемонстрировал снижение второй месяц подряд, достигнув отметки 137.2 пункта. Снижение составило 3.6 пункта за месяц, при этом все пять субиндексов показали спад, отмечают аналитики Freedom Finance Global.

Наибольшее снижение отмечено в оценке изменений экономической ситуации за последние 12 месяцев, которая упала на 7.2 пункта. Если в сентябре улучшение экономической ситуации отмечали 71.7% жителей, то в октябре эта доля сократилась до 67%.

На региональном уровне лидером положительных оценок стала Таласская область, где показатель вырос с 69.7% до 80.5%. В то же время доля положительных оценок снизилась в Бишкеке, Нарынской и Баткенской областях. В столице только 50.7% жителей отметили позитивные изменения в экономике, что стало самым низким показателем по стране.

Субиндекс благоприятности условий для крупных покупок снижается третий месяц подряд, упав на 3.8 пункта до 103.8 пункта. Однако доля респондентов, указавших на благоприятность текущих условий, выросла с 43.5% в сентябре до 44.4% в октябре, несмотря на увеличение доли негативных оценок. Самый высокий уровень оптимизма зафиксирован в Нарынской области, где лишь 27.5% жителей отметили неблагоприятность условий.

Инфляционные оценки кыргызстанцев также продемонстрировали снижение. Если в сентябре 30.8% респондентов ощущали резкий рост цен, то в октябре таких было 26.6%. Аналогичное снижение отмечено в оценках роста цен за последние 12 месяцев, с 50.7% в сентябре до 47.8% в октябре. Официальные данные по годовой инфляции показывают замедление до 4.8% против 4.9% месяцем ранее.

Девальвационные ожидания кыргызстанцев немного выросли. Доля жителей, ожидающих ослабления сома через год, увеличилась с 23.1% до 25.4%. На фоне общего ослабления валют в регионе девальвационные настроения усилились и в других странах Центральной Азии, за исключением Таджикистана.

Исследования Freedom Finance Global базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос.