Модернизацию аэропорта «Манас» хотят отдать сомнительному арабскому инвестору?

Economist.kg
Модернизацию аэропорта «Манас» хотят отдать сомнительному арабскому инвестору?

Уже на протяжении года идет подготовка к инвесторскому конкурсу по проекту ГЧП о модернизации аэропорта «Манас», однако проект затягивается и есть информация о том, что власти намерены передать главный аэропорт страны под управление компании из ОАЭ. Опыт этой компании и послужной список вызывают сомнения, особенно наряду с другими девятью инвесторами, которые ждут открытого конкурса.

Аэропорты представляют собой важнейший инфраструктурный элемент международных авиаперевозок. Они как часть транспортной системы также являются важнейшим компонентом национальной и региональной инфраструктуры стран. В настоящее время страны Центральной Азии активно занимаются обновлением своих воздушных гаваней в борьбе за первенство в регионе по созданию авиационного хаба.

Зачем «Манас» нужно обновлять?

Аэропорт «Манас» — лучший претендент на статус крупного регионального хаба. Это обусловлено хорошими погодными условиями и выгодным географическим расположением Бишкека. Единственный минус, который есть сейчас, –  устаревшая инфраструктура аэропорта. Эта проблема близилась к разрешению, когда мы подписали соглашение с IFC, но снова застопорилась – благодаря молчанию кабмина.

В случае закрепления за «Манасом» статуса востребованного хаба, доходы от перелетов увеличатся. На них мы сможем поддерживать остальные аэропорты страны, которые тоже нуждаются реконструкции.

Конкуренты «Манаса» — аэропорты Алматы и Ташкента. Они уже находятся на стадии модернизации, и это вопрос времени, когда кто-либо из них потеснит наш аэропорт.

Что происходит у соседей?

Крупнейший в Казахстане аэропорт Алматы еще в апреле 2021 года перешел в собственность турецкой компании. TAV Airports, которая предоставляет комплексные услуги во всех сферах деятельности аэропортов, за $365 млн выкупила 85% акций международной воздушной гавани Алматы (15% акций принадлежат фонду Kazakhstan Infrastructure Fund под управлением VPE Capital) и приступила к управлению этим крупнейшим авиаузлом Казахстана.

TAV взяла на себя обязательства инвестировать около $200 млн в строительство нового международного терминала, который удвоит пропускную способность аэропорта до как минимум 14 млн пассажиров в год. Ожидается, что строительство будет завершено менее чем за три года (к апрелю 2024 года).

Кроме того, в графике приватизации на 2024 год значатся международный аэропорт Семея и АО «АТМА — Аэропорт Атырау и перевозки».

В Узбекистане также были сделаны шаги по привлечению частного сектора в инфраструктурные объекты страны. В частности, в 2022 году аэропорт Самарканда передали в управление иностранному предприятию Air Marakanda. Компания отвечает за обслуживание пассажиров, терминалов, самолетов и наземное обслуживание.

Помимо этого, сингапурцы помогут Узбекистану построить новый аэропорт в Ташкенте. Uzbekistan Airports и сингапурская компания Changi Airports International подписали соглашение о совместной реализации проекта нового международного аэропорта Ташкента.

Стоимость реализации проекта может составить до $1 млрд.

Сотрудничество предусматривает совместную разработку технико-экономического обоснования для двух потенциальных проектов. Это развитие существующего международного аэропорта Ташкента, включая повышение конкурентоспособности и качества обслуживания пассажиров, внедрение передовых технологий и увеличение пассажиропотока. А также планирование и строительство нового международного аэропорта Ташкента. На всесторонний анализ данного вопроса стороны закладывают шесть месяцев.

Какая ситуация в Кыргызстане?

Кыргызстан, как и соседи, заинтересован в увеличении пассажиро- и грузо- потоков авиатранспортом. Для этого имеющиеся мощности главного авиаузла страны необходимо расширять.

Работа, проведенная IFC, которая в декабре 2021 года была одобрена в качестве консультанта проекта ГЧП для аэропорта, показала, что главная воздушная гавань нуждается в обновлении. Одна только взлетно-посадочная полоса полностью не обновлялась уже более 30 лет.

Потребность в финансировании оценили примерно в $400 млн. Понятно, что таких средств у государства как владельца контрольного пакета акций (79.05%) нет.

Для сравнения, прибыль аэропорта «Манас» по итогам 2022 года сложилась в размере 4.5 млрд сомов, что составляет около $52.3 млн. Понятно, что для вложения $400 млн, аэропорту нужно в течение ближайших 8-10 лет всю прибыль направлять на модернизацию.

Это означает, что акционеры, и в первую очередь государство, владеющее контрольным пакетом, не будут получать ничего. Вряд ли они на это пойдут, учитывая, что есть и другие более гибкие решения.

Можно выделить как минимум три пути активизации государственно-частного партнерства для развития аэропортов:

  • Первый — полная приватизация, которая предполагает передачу права собственности на активы аэропорта от государства частным инвесторам. При этом в Кыргызстане при реализации проектов ГЧП приватизация полностью исключена.
  • Второй — концессионные соглашения. При такой модели частный инвестор оплачивает государству концессионный сбор. Инвестор же впоследствии возмещает свои затраты за счет различных сборов платежей с пользователей аэропорта.
  • Третий — договор на управление. В данном случае частный подрядчик привлекается для управления активами аэропорта.

Подавляющее большинство случаев привлечения частного сектора в аэропорты реализуются на условиях концессионного договора. В частности, такая модель была применена при модернизации международного аэропорта имени Феликса Уфуэ-Буани в Абиджане в Кот-д’Ивуаре. Ответственность за эксплуатацию и развитие аэропорта была передана компании AERIA. Под управлением концессионера пассажиропоток удвоился до более чем 2 млн человек в год.

И Кыргызстан намеревался пойти по данному пути.

Какую роль играет IFC в проекте?

В декабре 2021 года IFC был привлечен в качестве консультанта к проекту ГЧП для аэропорта «Манас». В задачи IFC входило проведение многосторонней экспертной оценки и структурирование проекта ГЧП для международного аэропорта «Манас», а также подготовка исследования (техническое, правовое, природное и социальное), финансового анализа, прогноза и диагностики инфраструктуры аэропортов ОАО МАМ и ТЭО проекта.

В конце апреля 2022 года IFC, подготовив все сопроводительные документы для проекта модернизации аэропорта «Манас» на условиях ГЧП, в том числе, и ТЭО, преступила к следующему этапу — проведению инвесторской конференции. Для участия в ней в июне прошлого года в Кыргызстан прибыли представители девяти международных компаний, заинтересованных в инвестировании в аэропорт «Манас»: Munich Airports, Korea Airports Corporation, Incheon International Airport Corporation, EGIS, Corporation America Airports, Airports of Regions, GMR Group, ICTAS и YDA Group.

К слову, последние, пока IFC готовилась к проведению конкурса инвесторов, вышли напрямую на руководство Кыргызстана и, пытались заключить невыгодный и, даже, кабальный для республики договор. Одним из пунктов документа предполагалась выставление аэропортов в Бишкеке и Оше в качестве залогового обеспечения кредита для YDA Group. На эти деньги инвестор планировал выполнить обязательства по модернизации авиаузлов.

Когда о подробностях сделки стало известно широкой общественности власти отказались от заключения сделки.

В итоге, все вернулось на этап проведения конкурса среди инвесторов, который призван обеспечить прозрачность передачи аэропорта под управление на наиболее выгодных для КР условиях. На одном из последних в 2022 году заседаний комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша даже рекомендовал кабинету министров вернуться к предложению IFC по модернизации воздушной гавани.

Затянувшийся процесс и сомнительный инвестор

Вопреки этому власти Кыргызстана не оставляют попыток напрямую договориться с инвесторами о модернизации аэропорта «Манас». О потенциальных инвесторах из ОАЭ стало известно от пресс-службы кабинета министров после рабочего визита Акылбека Жапарова в декабре прошлого года в Абу-Даби. Там глава кабмина провел переговоры в узком составе с министром экономики Объединенных Арабских Эмиратов Абдуллой бин Тук Аль-Марри.

Пресс-служба кабмина тогда отчиталась, что реконструкцией «Манаса» займется компания AD Ports Group. Однако, как стало известно от источников, знакомых с проектом соглашения между Кыргызстаном и арабской компанией, реализацию проекта AD Ports Group намерена передать Terminals Holding.

При этом официально о том, что крупный инфраструктурный проект фактически будет реализовывать не AD Ports Group, не сообщается.

При первичном сборе информации о компании Terminals Holding в открытых источниках становится понятно почему: сайт компании является лишь визиткой и не предоставляет исчерпывающих данных о ней (нет цифровых показателей о деятельности, некоторые разделы пустуют).

В разделе «Наша деятельность» указана компания холдинга Afroport и Gports, которые занимаются управлением аэропортами и наземным обслуживанием. Также настораживает информация на главной странице, где указывается присутствие и работа компании всего в нескольких странах мира, причем далеко не самых открытых с инвестиционной точки зрения: Мавритании, Сомали, Ираке, Афганистане и т.д.

На фоне инвесторов, которые проявили заинтересованность в модернизации аэропорта «Манас», арабская компания выглядит дилетантом.

Пока власти перебирают сомнительных инвесторов, отказываясь от проведения конкурса, на подготовку к которому был затрачен почти год, соседи полным ходом модернизируют свои аэропорты. Такими темпами главный авиаузел Кыргызстана рискует проиграть гонку в регионе, так и не стартовав. В таком случае ОАО МАМ сможет претендовать лишь на звание регионального перевалочного пункта.


Читайте также:

Конкурс инвесторов для аэропорта «Манас» может быть завершен в течение полугода — IFC

Вопрос по модернизации аэропорта «Манас» остается открытым

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости