Кыргызстан столкнулся с фундаментальными проблемами в экономике еще до пандемии COVID-19, но пандемия сделала эту ситуацию очевидной для всех. Сейчас республика имеет очень неглубокую основу экономики, которая держится на вывозе золота и внешней трудовой миграции.
О том как изменить эту ситуацию и какие катастрофические последствия ждут государство, если не предпринимать меры, в интервью Economist.kg рассказал глава офиса Всемирного банка в КР Навид Хасан Накви.
– В прошлом году Кыргызстан потратил все возможные резервы на покрытие дефицита бюджета и брал на это много кредитов и грантов. Сможет ли КР в этом году исполнить социальные обязательства?
– В прошлом году правительство Кыргызстана столкнулось с общим дефицитом бюджета, который составил 4.2%. Мы думаем, что в этом году дефицит будет несколько меньше. Поскольку доходы, если экономика снова начнет расти, тоже вырастут.
Также у Кыргызстана существуют как двусторонние, так и многосторонние агентства, включая Всемирный банк, которые предоставляли финансовую поддержку в прошлом году и по-прежнему являются заинтересованным партнером правительства в его усилиях по борьбе, как с экономическими последствиями пандемии, так и с последствиями для здоровья населения. Поэтому, я надеюсь, что по мере смещения акцента с политики на экономику, правительство сможет адекватно ответить на вызов, с которым оно сталкивается.
– Какие точечные меры поддержки были бы эффективны для бизнеса сейчас?
– По малым и средним предприятиям нельзя сказать, что правительство ничего не сделало: оно предложило налоговые отсрочки и налоговые льготы в 2020 году.
Но мы думаем, что нужно сделать гораздо больше, в том числе, как вы сказали, предоставить им финансовую поддержку в виде кредитов под низкие проценты или беспроцентные кредиты. А в некоторых случаях, я думаю, что даже гранты могут быть оправданы. Это нужно для того, чтобы эти малые и средние предприятия, которые столкнулись с экономическим спадом и были вынуждены уволить людей, смогли наконец выплачивать заработную плату, выровняли финансовое положение и затем смогли снова заниматься прибыльный деятельностью, которая позволяет им нанимать людей на работу.
– У Всемирного банка есть проекты, которые бы помогли с этими мерами?
– Да, в прошлом году мы одобрили проект социальной защиты на $50 млн, и проект поддержки малых и средних предприятий еще на $50 млн. Проекты были одобрены и ратифицированы парламентом перед октябрьскими политическими потрясениями.
Эти проекты были ратифицированы в сентябре и мы ждали, когда они вступят в силу. К сожалению, с новым правительством произошли задержки в реализации этих проектов. И на самом деле правительство произвело некоторое переосмысление с точки зрения дизайна проектов, несмотря на то, что это было согласовано с предыдущим правительством. Поэтому два проекта пока не действуют.
Так что, к сожалению, даже несмотря на то, что финансирование и дизайн были одобрены как правлением Всемирного банка, так и ратифицированы парламентом в сентябре, они еще не развернуты.
Но финансирование определенно есть, и мы работаем с правительством, чтобы ускорить этот процесс. Как я уже сказал, политическая нестабильность и связанная с этим неопределенность замедлили реализацию проектов, и это влияет на способность реагировать на кризисы как со стороны Всемирного банка, так и со стороны правительства Кыргызстана.
– Учитывая, что Кыргызстан и так является одной из беднейших стран мира, какие последствия будут, если правительство не будет следовать представленным рекомендациям?
– Во-первых, я думаю, что Кыргызстан столкнулся с рядом фундаментальных проблем еще до пандемии. Пандемия просто сделала ситуацию очевидной для всех. Она показала, что экономика имеет очень неглубокую основу и она базируется на вывозе золота и внешней трудовой миграции. Люди едут в Россию, в Казахстан, чтобы заработать. И это два основных столпа экономики, как мы ее видим.
На такой неглубокой основе не может существовать здоровая экономика. Поэтому я считаю важным поговорить о некоторых ключевых вызовах, с которыми сталкивается страна.
Прежде всего, здоровая экономика — это здоровый активный частный сектор, у которого есть неплохие шансы на успех. Поэтому для всех должны быть равные условия игры.
Чтобы воспользоваться выгодными положениями Кыргызстана, я имею в виду, что республика является частью Евразийского экономического союза, соседствует с Китаем, который представляет собой огромную экономику, а также со странами Южной Азии, которые тоже имеют огромные рынки, республика должна диверсифицировать свою экономику и убедиться, что она может воспользоваться преимуществами во всех различных секторах сельского хозяйства, индустрии, туризма и так далее.
Для этого правительство должно иметь возможность помогать частному сектору, создавать предприятия и создавать рабочие места. Есть несколько вещей, которые обязательно нужно сделать:
- Вы должны немедленно решить проблемы в здравоохранении, что означает, вакцинацию своего населения как можно скорее. Если вы не сделаете прививки, вы не сможете восстановить экономику.
- Во-вторых, поддержите бедных людей. Они пережили очень тяжелый, во многих отношениях, 2020 год и их ждет еще более тяжелый 2021 год, поскольку они исчерпали свои сбережения в прошлом году.
- В-третьих, вы должны поддержать малые, средние и микропредприятия. Нужно предоставить им необходимую поддержку, чтобы они смогли вернуться к финансовому благополучию и создать рабочие места.
Кыргызстан также столкнулся с кризисом в сфере образования из-за регресса в обучении и растущей бедности. Необходимо принять меры для решения этой проблемы.
Хочу также упомянуть энергетический сектор.
Энергетический сектор в стране болен. Он абсолютно болен!
Почти половина всей техники и оборудования, используемого в энергетическом секторе, устарела. Срок ее службы истек и ее необходимо заменить.
К этому добавляется еще и то, что тарифы в энергетическом секторе таковы, что вы даже не возмещаете затраты на производство энергии. В итоге этот сектор субсидируется не по целевому назначению. Из-за этого идет постоянная утечка государственных ресурсов.
Я думаю, во что бы то ни стало нужно разработать более эффективную энергетическую политику, в которой нужно поддерживать бедных с помощью мер социальной защиты, но при этом разработать более жизнеспособную тарифную политику.
Вы должны использовать свой гидроэнергетический потенциал для того, чтобы генерировать более качественную электроэнергию, осуществить зеленую революцию, отказаться от угля и улучшить окружающую среду. Убежден, что у вас есть возможность экспортировать эту энергию в страны Южной Азии через проект CASA-1000, а также в другие части Центральной Азии, которые в ней нуждаются.
Я думаю, что перед нами стоит много проблем. Некоторые из них существовали до начала пандемии и ухудшились во время пандемии. Но очевидно, что стране нужно пройти определенный путь, если она хочет вернуться к ситуации, когда у нее будет устойчивая и растущая экономика, приспособленная к растущему населению.